Вождизм как национальная катастрофа
На модерации
Отложенный
Общество в России имеет одну характерную особенность: все зачастую вертится вокруг личности. Сталин, Путин, Ельцин, Гайдар и пр. постоянно являются предметами ожесточенных споров. Всем социально значимым движениям тотчас же приписывается тот или иной «автор», он же «двигатель». Между тем, давно известно, что любой вождь может действовать только в тех границах, которые установит ему народ. Например, Сталин, несмотря на вроде бы абсолютную власть, не смог бы сменить официальную идеологию. А вот Ельцин идеологию поменял кардинально, но опять же только потому, что народ разочаровался в старой идее.
Такая трактовка общественного развития возлагает ответственность за современное состояние России на каждого россиянина.
И это справедливо. Ведь Сталин не собственноручно раскулачивал и репрессировал, это происходило с согласия и при активном содействии народа (кстати, Гестапо также работало при активном участии рядовых немцев). Итак, прежде чем кричать о бардаке в стране, надо самому перестать пользоваться близким знакомством с каким-нибудь чинушей, совать деньги гаишнику, перестать руководствоваться пословицами «не пойман – не вор» и «моя хата с краю – ничего не знаю». И главное: надо иметь активную жизненную позицию и применять свои критерии правильной жизни в первую очередь к себе.
Комментарии
P.S. Заметьте, Вас не минусуют, не обхаивают, не спорят, а просто игнорируют. Как это показательно!
P.S.S. Мои глубочайшие соболезнования всем жителям г. Перми в связи со страшной трагедией в ночном клубе.
Вы ведь из Перми, или я ошибаюсь?
Такое персонифицирование распространено с доисторических времен - враг или вождь были основой культа и поклонения. Скажем, вождь Пупу-Тити съел яйца враждебного вождя Саа-Каа, и ура, завтра боевые пляски у костра и праздничное поедание священных мухоморов.
Но со второй половиной поста согласен полностью.
Но что бы привить это понимание большинству, наверное, должно смениться не одно поколение. Нельзя просто поменять идеологию и объявить о том, что каждый теперь сам за себя. Особенно гнусно это выглядит по отношению к старикам, тем кто строил то, чем все мы пользуемся - брошеным с нищескими пенсиями в мир либеральной демократии (проще говоря бандитского капитализЬма).