«Мы еще живы!»

«Мы еще живы!»
«Уважаемый Сергей Александрович! От имени жителей сел Новоивановка, Порожнее и Баталово Шипуновского района Алтайского края благодарим Вас за помощь. Наконец-то пошел автобус».
Простое и короткое письмо. И радостно, и грустно.
Биться за людей на огромных территориях, где их лишают всего – автобусов, школ, фельдшерско-акушерских пунктов, – все равно что воевать с ветряными мельницами. Ведь еще немного, и эти территории попросту лишатся людей.
И все-таки это реальные, живые люди. Обязан помогать – кому могу и как могу.
Вернулся из очередной командировки в Алтайский край. Бед множество, и все они масштабные, решать их нужно на том уровне, на котором решить возможно.
В Бийске провел встречу с избирателями алтайского наукограда. На что жалуются? А всё на то же. Мизерные пенсии и зарплаты, непосильные тарифы на услуги ЖКХ, растущие налоги на малый бизнес, закрытие домов культуры и библиотек. Бывшие работники предприятий оборонной промышленности возмущены тем, что получают льготы Алтайского края, но не имеют федеральных льгот. Но даже эти льготы не действуют в других населенных пунктах края, кроме Бийска.
Слезы дрожали в голосе ветерана Великой Отечественной войны Ивана Батурина:
– Неужели внуки и правнуки разъедутся кто куда, потому что работы у нас больше никакой не будет? – и он добавил с чувством: Такая жизнь – это укол в сердце!
Еще одна встреча – с жителями райцентра города Горняк и сел Локтевского района. Павел Митрофанов рассказал о мытарствах жителей сел: люди стали заложниками то отключения интернета и электричества, то постоянно меняющихся правил обслуживания, в итоге никак не могут получить на банковские карточки ни пенсию, ни зарплату. Депутат райсовета Сергей Крысанов рассказал про крах шахты как градообразующего предприятия. Галина Белоглазова и Татьяна Вакулина говорили о проблемах школ в районе. До недавнего времени Галина Федоровна и Татьяна Ивановна были директорами школ в Кировском и Масальском. Их наказали при очередном этапе «оптимизации» – лишили работы…
– В журнале «Крокодил» можно было бы освещать все процессы в нашем образовании, – говорит Татьяна Ивановна, – финансируется из бюджета для школ только оплата за электроэнергию, воду. По всем остальным потребностям директора школ выкручиваются сами. Но директоров при этом наказывают штрафами по 10 тысяч рублей (при их зарплате в 12 тысяч рублей).
Для встречи со мной преодолел 25 километров по снегу и льду на велосипеде житель Устьянки Юрий Иванович Квасов. Пенсионер, посадивший немало деревьев в родном селе, говорил об оттоке людей и отсутствии не только газификации, но и транспорта…
Татьяна Цуканова из поселка Кировский тоже говорила о невозможности добраться в райцентр и уничтожении сельского хозяйства:
– На 486 дворов в нашем поселке сейчас 27 голов крупного рогатого скота.
А по сводкам этих голов 250. Я на каждом собрании кричу, что нет пастбищ. Гава администрации заявляет: «У вас никогда не было пастбищ». И где же в частном секторе прежняя наша тысяча голов паслась? На небесах, что ли?
Жительница села Павловка рассказала про заброшенность стариков и отписки властей:
– Просто вынуждают собрать все село и запустить ролик в интернете: мы не сдохли, мы еще живы – 30 дворов, 70 жителей. Сидят старики по 70–80 лет без фельдшерского пункта, без магазина. Хорошо, что помогают соседи, кто с машинами, привозят хлеб. Недавно зять умер, которому надо было делать уколы. Пожил бы еще, но некому помочь. Отпиской отвечают: «Магазин для стариков держать некому».
Обсуждают на встречах и грядущие выборы. Кто-то будет голосовать, кто-то нет, кто-то еще надеется на перемены. Возможных кандидатов становится все больше, и шуму – все больше. Например, Борис Титов хочет идти на выборы с антикудринской программой и очевидным прицелом на пост премьера. И шансы на участие в перезагрузке курса у него есть. Но как бы ни кипели политические амбиции, главное – дать стране импульс развития, запустить производство, дать миллионам людей нормальную работу.
Где та команда, которая способна взять на себя труд? Были же Примаков – Маслюков – Геращенко, тянувшие экономику из болота в самый тяжкий период. Сегодня есть «народные предприятия», управленцы, специалисты – но когда они получат рычаги власти?
Без стратегии созидания будет только хуже.
Обо всем этом умно и интересно рассуждают наши люди, иногда кажется: могли бы заменить любых телевизионных политологов, только главная потребность у них другая – просто выживание.
Приехала целая делегация из Змеиногорска во главе с Надеждой Александровной Корболиной, которая сказала так:
– Жители Горняка в сравнении со змеиногорцами еще хорошо живут. У нас тянут покойников на санках на центральную улицу, потому что улицы не чистятся, машины подъехать ближе не могут. У соседа жена сердцем болеет, но медики говорят: «Берите волокушу и тащите ее, мы никак не подъедем». И тащил, волочил… А мужика со сломанной ногой привезли из больницы и не могли до дома довезти, такие завалы, и он на локтях полз…
И все это не хочется уже комментировать.
У меня на столе гора бумаг – обращений, записок, писем. В основном от руки. Сотни подписей.
Буду составлять депутатские запросы, пытаться помочь.
Вычерпать это горе невозможно. Но бездействовать тоже не могу.
Сергей ШАРГУНОВ
Комментарии
Сергей ШАРГУНОВ"