Убийство стариков в прошлом/ (из кн. Тайлор Э.Б. / "Антропология" 1881г.)
В инете распространено мнение, что в древности дети якобы кормили своих престарелых немощных родителей и что мол именно ради обеспечения своей бессильной старости люди заводили много детей. Ну что ж, проверим это утверждение по книге признанного антрополога и этнолога Эдуарда Тайлора. Оригинал можно прочитать здесь http://bookre.org/reader?file=485240 страницы 404-406. Правда напечатано каким-то отвратительным дореволюционным шрифтом, поэтому я взял перевод на современный русский из инета (но насколько я пробежал глазами текст перевод точный - впрочем желающие могут поломать глаза над дореволюционным шрифтом, лично я из уважения к читателям не стал его копировать в текст темы):
http://drevniy-daos.livejournal.com/293268.html
"Таким образом, общества, как бы древни и грубы они ни были, всегда имеют свои правила относительно хороших и дурных поступков. Но что касается до того, какие поступки должно считать хорошими и какие дурными, исследователь истории должен избегать заблуждения, которое пословица приписывает мерянием на свой аршин. Воздерживаясь от приговора над обычаями народов, стоящих на других ступенях культуры, на основании своего собственного идеала, он должен призывать своё знание на помощь своему воображению, чтобы видеть учреждения с той точки зрения, которой они принадлежат, и в тех результатах, которые от них получаются. Только таким образом может быть уяснено, что правила о хорошем и дурном, о справедливом и несправедливом, не одинаковы для всех людей во все времена. Для разъяснения примером этого положения посмотрим, как поступают люди на различных путях цивилизации /наверно, ступенях цивилизации - д.д./ со своими стариками. Иные из низших рас окружают своих стариков заботами даже после впадение их в слабоумие, обращаясь с ними почти с нежным вниманием и весьма часто ухаживая за ними до самой их смерти, когда почтение к живому предку переходит в поклонение ему как одному из духов предков. Но у других племен любовь детей прекращается ранее, как это видно среди диких бразильцев, которые ударом палицы по голове кончают существование своих больных и стариков и даже съедают их, находя ли заботу о них слишком обременительным делом или действительно думая - как они говорят это - оказать услугу своим жертвам, прекращая жизнь, не увеселяемую больше не битвою, ни празднествами, ни пляскою.
Мы можем ясно представить себе положение вещей среди скитающихся племен. Орда должна передвигаться в поисках дичи; несчастное слабеющее существо не может выдерживать похода; охотники и тяжело нагруженные женщины не могут нести его; он должен быть оставлен позади.
Многие путешественники видели в пустыне подобные раздирающие душу сцены, какую видел, например, Катлин, когда он прощался с седовласым старым вождем племени пунка, почти совершенно слепым и высохшим, так что оставались лишь кожа да кости; дрожа, жался он к костру из нескольких сучьев, прикрытый лишь буйволовой кожей, растянутой на палках, имея из пищи лишь чашку воды и несколько полуобглоданных костей. Этот старый воин был покинут по собственному желанию, когда племя двинулось отыскивать новые места для охоты - подобно тому, как много лет тому назад он сам - по его словам - оставил умирать своего отца, когда последний сделался уже ни к чему негодным. Когда народ обращается к оседлому состоянию земледельцев и достигает некоторого богатства и житейских удобств, необходимость перестает оравдывать убийство стариков или их оставление без помощи. Однако история показывает, как долго этот обычай держался даже в Европе, отчасти в силу человечного намерения положить конец продолжительному страданию, но более вследствие переживания обычая, унаследованного от более жестоких и грубых эпох.
Венды, жившие в стране, составляющей теперь часть Германии, придерживались отвратительного обряда умерщвлять стариков и больных, варя и съедая их, подобно тому, как делали древние массагеты, описываемые Геродотом. В Швеции в церквях хранились особые неуклюжие деревянные палицы, называвшиеся "семейными", - иные сохранились и до нашего времени, - которыми в старинные времена родственники торжественно убивали престарелых и безнадежно больных людей. Интересно проследить в старинных германских свидетельствах переход от подобного древнего варварства к более мягким обычаям, когда хилый, старый отец семейства, разделив своё имущество между детьми, должен был затем, окруженный их попечениями, сидеть на "кошачьем месте" у очага. Одним из признаков прогрессирующей цивилизации было возрастающее сознание святости человеческой жизни даже помимо её пользы и удовольствия, и под влиянием этого чувства стали смотреть наконец с ужасом на насильственное прекращение существования даже тягостного и страдальческого, - прекращения, к которому наши предки прибегали без угрызения совести."
И авторское добавление:
"(д.д.) Тайлор хорошо показал относительность оценки оставления и убийства стариков. Обратите внимание на добровольность первоначального оставления стариков. Это было суровой необходимостью, а не жестокостью со стороны людей племени."
При этом рождаемость во всех древних племенах была очень высокой. Вывод?
Комментарии
А можно ознакомиться с источниками на другое мнение?
"Молодым везде у нас дорога
Старикам везде у нас почет..."
Это делали дикари, имея очень скудный достаток, а вы - хуже?
Это вам завещала и Библия: "Чти отца своего и матерь свою, и да долголетен ты будешь, и благо будет ти на земле"
И если нет - подучается, вы хуже дикарей?
(И заметьте, автору, чтоб найти такие племена, пришлось облазить самые непроходимые уголки - такой редкостью они были.)
И еще примечание: что-то мне подсказывает, что "кошачье место" - самое теплое и удобное. Или я не знаю кошек.
Так именно содержание превратило нас в дикарей. Только у них это было чисто ради выживания, а у нас - ради жлобства.
Я смотрю вы не заметили вопроса по существу. Ничего страшного я вам его напомню. Зачем в рамках вашей теории в древности заводили детей, если дети потом оставляли своих родителей умирать?
(и заметьте, такие племена автор без проблем нашел и в Германии и в Швеции, - такими распространенными они были).
Так кошачье место это уже про более поздние времена. В ранние времена вот вам пара костей, чашка воды, костер из веточек и умирай в одиночестве.
Наоборот - сейчас я наблюдаю многие семьи в которых пенсии стариков являются источником их существования и побуждают желание чтобы старики прожили как можно дольше.
19 век на дворе.
Опрос - это чтоб увидеть текущее состояние мысли, и мне это интересно.
Хоть я и не все мысли разделяю.
А внедрение пенсионной системы по детям зависит вообще-то не от меня, а то того, захочет ли нация жить. Сейчас нация жить не хочет, думать не хочет, видеть не хочет - и вы побеждаете.
А если захочет? Вот проснется и захочет?
Что делать будете?
(Подтверждение этого состояния, тоже такой вот мини-опрос. Я спросила у неких активистов: Когда вы хотите узнавать новость - сейчас же или через 40 лет?
Ответ их поразил меня настолько, что я буду помнить о нем всю жизнь:
А зачем нам это знать?
Ну просто нет слов - это состояние нашей нации на сегодня.
А зачем нам знать? Зачем нам еще беспокоиться? Зачем нам жить?)
Когда исчезает закон - остается приличие.
Когда исчезает приличие - остается добродушие." (китайская мудрость)
Как вы думаете, на каком мы этапе?
"не брошу по возможности".
У вас самозацикленность на ваших личных домыслах и недоказанных мыслях типа "для спасения от вымирания надо отменить пенсию".
Т.е. они даже не решились додумать первый шаг. Желая, видимо, умными казаться.
А я сделала и второй - Пульс жизни нации. Уверена, будут и следующие шаги, и не только мои.
И так уже по моим подсчетам мною написано около 60 тем-рецензий на ваши книги в сумме. Это без учета просто комментариев, которые исчислению не поддаются.
Например по вашему "ключу" я могу посоветовать глянуть рождаемость во франции в 1947 году - http://www.demoscope.ru/weekly/app/long_tfr.php?cou=10 но мы и это обсуждали.
Что вот дочь все равно любит свою мать и бегает к ней каждый день, хотя ей все уши прожужжали, что матери желают зла и надо жить отдельно.
Что сын поселяет отца в зал, хотя все ему умничают, что в больнице вот настоящий уход будет.
Что невестка возится с вредной бабушкой, а куда ее, выкидывать, что ли?
Вот наша соломинка.
Андрей Логинов
отвечает наталья гончарова на комментарий сегодня в 11:35 #
А что в описанных племенах тоже пенсия была, раз они своих стариков бросали? и что в описанных примерах старики жили с детьми до своей смерти? Или вы опять видите в источниках не то, что там написано, а что вам хочется?
0 0 0 Ответить | Пожаловаться
no avatar
Андрей Логинов
отвечает наталья гончарова на комментарий сегодня в 11:35 #
Ну так это НЕКОТОРЫЕ ("Но у других племен любовь детей прекращается ранее, как это видно среди диких бразильцев, которые ударом палицы по голове кончают существование своих больных и стариков и даже съедают их, находя ли заботу о них слишком обременительным делом или действительно думая - как они говорят это - оказать услугу своим жертвам, прекращая жизнь, не увеселяемую больше не битвою, ни празднествами, ни пляскою."), а НЕ ВСЕ. При этом у ВСЕХ племен высокая рождаемость. Ну и какой вывод?
Я смотрю вы не заметили вопроса по существу. Ничего страшного я вам его напомню. Зачем в рамках вашей теории в древности заводили детей, если дети потом оставляли своих родителей ум...
Комментарий удален модератором
Проблема со стариками появлялась только после наступления у них дряхлости и беспомощности. Либо они отставали от группы, либо их убивали (по их согласию). Итак, убивали не стариков вообще, а только недееспособных стариков !""