«Сад земных наслаждений» или что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха.
![«Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597340.jpg)
Сад земных наслаждений — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным его произведением: в созданной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексуальных склонностей.
Федерико Дзери
«Сад земных наслаждений»Иеронима Босха — криптоживопись, которую можно не только разглядывать, но и «читать». Святые и грешники, боги и монстры, книги, ноты, ягоды и ягодицы — все здесь выполняет функции букв, сложив которые в том или ином порядке, можно получить послание из XVI века. Не стоит недооценивать их важность, ведь иногда единственной буквы достаточно, чтобы «сад» превратился в «ад» или наоборот.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 1](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597341.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 2](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597342.jpg)
Сад земных наслаждений. Иероним Босх. Музей Прадо.Мадрид.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 3](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597343.jpg)
Левая створка. Иероним Босх.
Левая створка
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 5](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597345.jpg)
1. Фонтан жизни
Источник, дарующий жизнь всему сущему, скомпрометирован у Босха совой — символом тьмы, духовной слепоты и ереси.(?) Должно быть, таким образом художник визуализирует популярную в те годы идею о том, что всякая жизнь — греховна.
Некоторые искусствоведы усматривают здесь астрологические моменты. Розовый хитиновый фонтан — это Рак, сова — символ темного «несчастливого» Сатурна. Сатурн в Раке — зловещий астрологический прогноз, ассоциировавшийся во времена Босха с Судным днем.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 6](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597346.jpg)
<ins class="adsbygoogle" style="display: block; height: 353px;" data-ad-format="fluid" data-ad-layout="in-article" data-ad-client="ca-pub-9493120340380279" data-ad-slot="9043942047" data-adsbygoogle-status="done">2. Адам и Ева.Создатель, взяв Еву за руку, как на обряде венчания, велит своим детям плодиться и размножаться — об этом недвусмысленно свидетельствуют кролики, во все времена считавшиеся символом плодовитости. Однако реагируют дети по-разному, что стало поводом для нескончаемых теологических дискуссий, которые веками ведут исследователи творчества Босха. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно. Если Ева еще не вкусила запретного плода, то не имеет понятия о таких категориях, как Добро и Зло. И, по идее, должна не ведать стыда. Выходит, концепция гендерного равноправия была Босху не близка — женщин он считал изначально порочными.
</ins>
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 8](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597348.jpg)
3. Хищники и жертвы
На левой створке триптиха кто-то то и дело кого-то ест. Лев не возлежит рядом с агнцем, как положено в Эдемском саду, а обедает — намеренная нестыковка с библейским каноном.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 9](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597349.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 11](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597351.jpg)
4. Утки-лебеди
Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена Босха «низкими тварями», поскольку они «погружаются в грязь по самые глаза». Справа — царственный лебедь, непорочный символ Братства Богоматери, в котором Босх состоял до самой смерти. Не исключено, что это противопоставление. Впрочем, лебедь движется в ту же сторону, что и презренные земноводные. Возможно, утки и лебедь, напротив, воплощают идею райской терпимости: фонтан дает жизнь всему — и возвышенному, и земному.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 12](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597352.jpg)
5. Птицы
Черные птицы ассоциируются с грехом. Смысл усиливается пернатой очередью, выстроившейся к полому яйцу — символу ложной веры или пустой души, не познавшей бога. Босх снова привносит в райскую идиллию темный элемент. Если рассуждать логически, подобный дуализм ничуть не свидетельствует о принадлежности Босха к еретическим сектам (на чем настаивают некоторые биографы). Зло должно было существовать уже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Адаму и Еве было бы нечего познавать.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 13](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597353.jpg)
6. Полумесяц
Конструкция из двух округлых плоскостей, скрепленных поперечной осью — образ, который встречается у Босха довольно часто (см. самоходные уши на правой створке). Расшифровать его смысл никому из вменяемых исследователей до сих пор не удалось. Однако венчающий скрепу-ветвь полумесяц — недвусмысленный символ. Во времена Босха полумесяц прочно ассоциировался с врагами христианской веры.
Центральная часть
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 14](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597354.jpg)
Сад земных наслаждений. Центральная часть. Иероним Босх. 1500-е, 220×195 см
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 15](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597355.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 16](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597356.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 17](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597357.jpg)
<ins class="adsbygoogle" style="display: block; height: 353px;" data-ad-format="fluid" data-ad-layout="in-article" data-ad-client="ca-pub-9493120340380279" data-ad-slot="9585322935" data-adsbygoogle-status="done">1. Голые и смешные.Некоторые исследователи считают, что Иероним Босх состоял в секте адамитов, члены которой совершали свои обряды нагишом и проповедовали свободу сексуальных отношений, — отсюда обилие обнаженных персонажей в самых затейливых позах. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Да и при всем уважении к прогрессивности средневековых адамитов, трудно поверить, что они были настолько заводными и изобретательными. Скорее, Босх рисовал героев триптиха голыми, чтобы максимально обнажить человеческие пороки. пряталась под рубищем или ррясойрясой.напудренным париком.
</ins>
2. Ягоды
В зависимости от культурного или религиозного контекста, разные ягоды могли иметь различный смысл. К примеру, ежевика была символом чистоты Девы Марии, а земляника — знаком праведности и трудолюбия. Однако в целом, гигантские ягоды, очевидно, выступают у Босха аллегорией распущенности — в первую очередь, сексуальной. Должно быть слово «клубничка» вызывало в средневековых Нидерландах те же ассоциации, что и у нас сейчас.
Некоторые исследователи полагают, что на центральной части «Сада земных наслаждений» Иероним Босх изобразил Золотой век, когда не знавшая плуга земля изобильно плодоносила, а люди жили в сытости, праздности и неге.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 20](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597360.jpg)
3. Фонтан вечной молодости
Большинство исследователей сходится в том, что фонтан в центральной части триптиха — это эзотерический источник вечной молодости, а причудливые сооружения вокруг него обозначают четыре стороны света. В пользу этой теории говорят символы ложной веры и греха (вроде пустой яичной скорлупы или огромных ягод), щедро «разбросанные» Босхом, чтобы подчеркнуть свое отношение к алхимии как к ереси.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 21](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597361.jpg)
<ins class="adsbygoogle" style="display: block; height: 353px;" data-ad-format="fluid" data-ad-layout="in-article" data-ad-client="ca-pub-9493120340380279" data-ad-slot="2334708243" data-adsbygoogle-status="done"> Круг зверей</ins>
Кавалькада всадников, восседающих на козерогах, тельцах, львах и других (экзотических и не слишком) животных — это, очевидно, сатирическое изображение еще одной лженауки и полуереси — астрологии. Круг животных (по-гречески — «зодиак») движется против часовой стрелки. То есть, по мнению Босха, противоестественным образом.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 22](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597362.jpg)
5. Пернатое Зло
И снова птицы отдуваются у Босха за присущие человеку пороки — на этот раз, в контексте видового разнообразия. Тут и знакомая нам по левой створке «грязная» утка. И удод, о котором современники Босха говорили, что он «греховнее, нежели сам дьявол», поскольку рядится в прекрасные перья, но питается испражнениями. И вездесущая сова, которая в данном случае — еще и очевидный фаллический символ.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 23](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597363.jpg)
6.
Прозрачная сфера
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны!».
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 25](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597365.jpg)
7. Критика духовенства
Рассохшееся дерево в форме перевернутой воронки — образ, который несет в себе двойную обличительную мощь. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества. В данном случае дьявольская колода не случайно красного цвета — это намек на кардинальское платье. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Они также увязли во грехе, как алхимики и удод. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника). Они, хоть и укрыты прозрачным куполом истинной веры, но, кажется, тоже в ужасе от происходящего вокруг.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 26](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597366.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 27](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597367.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 28](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597368.jpg)
8. Рыба
Рыба, встречающаяся на картинах Босха не реже, чем его вездесущие совы, всегда несет важную смысловую нагрузку. Однако, символ этот настолько универсален, что о смысле, вложенном автором в какую-то конкретную рыбину — живую, мертвую, летучую или разумную — остается только гадать. В Средние века изображение рыбы могло означать Христа, знак зодиака, Луну, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия, служить символом поста. В конце концов, рыба могла означать просто рыбу.
Правая створка
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 29](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597369.jpg)
Сад земных наслаждений. Музыкальный Ад. Правая створка. Иероним Босх. 1500-е, 220×97.5 см
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 30](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597370.jpg)
1. Меланхоличное чудовище
«Меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Кажется, его ничуть не тревожит тот факт, что его древесное тело высохло и растрескалось, а в чреве у него пирует компания разудалых социопатов. Мертвое дерево, полое яйцо — символы смерти и греха, которые изобличают в данном случае конкретный порок — пьянство. Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 31](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597371.jpg)
2. Птицеголовый монстр
По общепринятому мнению, птицеголовый монстр — это Дьявол, пожирающий души грешников. Восседая на «позорном стуле», он испражняется ими в адскую выгребную яму. На голове у Дявола — горшок, символизирующий (как и всякий пустой сосуд) безверие. Кувшины на ногах призваны подчеркнуть хромоту, которой Дьявол обзавелся вследствие низвержения с небес.
Впрочем, существует теория, согласно которой клювастое чудище — это безжалостное время. В астрологических книгах Сатурн или Кронос часто изображался хромым или одноногим, отсутствующую ногу нередко подпирал знак Водолея в виде кувшина. Кроме того, некоторые исследователи полагают, что кувшины на ногах Кроноса — это котурны, как у актеров, игравших в греческих трагедиях.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 32](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597372.jpg)
3. Музыкальный ад
Во времена Босха в Нидерландах было в ходу выражение «похоть — это музыка плоти». К музыке было принято относится как к легкомысленному развлечению, предваряющему любовные утехи. Полифоническую музыку считали греховным проявлением, а ее исполнение в церкви — изощренной формой ереси. Похоже, Босх разделял мнение католического престола, поскольку превратил музыкальные инструменты в пыточные орудия — точь-в-точь, как это делают в наше время некоторые музыканты-авангардисты.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 33](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597373.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 34](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597374.jpg)
4. Тройка, семерка, туз
<ins class="adsbygoogle" style="display: block; height: 353px;" data-ad-format="fluid" data-ad-layout="in-article" data-ad-client="ca-pub-9493120340380279" data-ad-slot="2203325238" data-adsbygoogle-status="done">Обнаженная девушка с игральной костью на голове, отрубленная кисть с кубиком на пальцах, перевернутый карточный стол, беременный демон, судя по всему, предлагающий партию в нарды. Смысл этого фрагмента очевиден: грешникам, предававшимся такому пороку как азартные игры, придется в День Страшного Суда буквально бросить кости. К слову, если приглядеться, среди разбросанных на земле карт можно разглядеть тройку и туза. Семерку Иероним, должно быть, припрятал в рукаве.
</ins>
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 37](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597377.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 39](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597379.jpg)
5. Задницы
Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. Обусловлено это тем, что задница была едва ли не главной героиней средневекового нидерландского фольклора. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта». Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи. Словом, это транскультурный символ, который ничуть не утратил важности за последние 500 лет. И во времена Босха, и сейчас неприятности валятся отнюдь не на наши головы.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 42](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597382.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 43](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597383.jpg)
6. Лестницы
Лестницы, которыми изобилует триптих «Сад земных наслаждений», символизируют путь к познанию, а познание, как известно, чревато грехопадением. То есть, лестницы у Босха выполняют те же функции, что и птицы, рассохшиеся пни или пустые кувшины — символизируют порок.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 44](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597384.jpg)
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 45](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597385.jpg)
7. Ножи
Ассоциации, которые связаны с ножами, не нуждаются в сложных трактовках: мученическая смерть, пытки, воздаяние за грехи. Куда больший интерес вызывает клеймо «М», которым помечены клинки «Сада земных наслаждений». По мнению некоторых исследователей, «М» может означать начальную букву в слове «мир» — «mundus». А может и имя Антихриста, которое по средневековым пророчествам должно начинаться с этой буквы.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 46](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597386.jpg)
8. Свинья
Грешник, обнимающийся со свиньей в монашеском головном уборе, — еще один сатирический выпад в сторону католической церкви, чью жадность Иероним Босх неустанно критиковал в своих картинах. На коленях у него документ, скрепленный печатями, еще один персонаж (с символизирующей ересь жабой на плече) прикрывает печатью голову. Нужно полагать, это индульгенции, торговлю которыми Босх, не без оснований, считал мошенничеством.
![«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха 47](https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/24092017/6008408-2597387.jpg)
9. Коньки
Часто встречающиеся у Босха персонажи на коньках, скорее всего, имеют инфернальное происхождение: согласно средневековым представлениям, нижний круг ада представляет собой замерзшее озеро. Кроме того, коньки, возможно, ассоциировались у художника с праздностью. К примеру, один из «конькобежцев» с триптиха «Искушение святого Антония» держит в клюве бумагу, на которой начертано слово «лень».
Ну и все.
Комментарии
Он и не может быть иной.
это нужно смотреть долго и внимательно ...
но всё равно полная картина происходящего не будет понятна
спасибо за подробный экскурс