А СЛАБО – ВМЕСТО «КНУТА» ПРИДУМАТЬ «ПРЯНИК»?

В России ударными темпами растет неформальная занятость, или, иными словами, теневой сектор экономики. По данным Росстата, там задействован почти каждый четвертый трудоспособный россиянин – 15,4 млн. человек.

Подсчеты Российской академии народного хозяйства и государственного строительства (РАНХиГС) еще более пессимистичны: по её мнению, в тени работают 30 млн. – более 40%.

Это уже ближе к оценке Всемирного банка, который считает, что в России в тени находится до 50% экономики. Эти цифры – не абстрактный академизм. Они прямо влияют на нашу жизнь. С зарплат в конвертах не перечисляются социальные платежи, а значит, растет нагрузка на социальные фонды.

Люди, занятые в тени, рискуют остаться без какой бы то ни было пенсии. От нелегального бизнеса страдает и «белая экономика», здесь государство пытается «добрать» денег с тех, кто находится на виду у налоговиков и проверяющих органов, потому что так легче.

Всё это показатель того, что борьба с теневой экономикой становится главным вызовом для российских властей, которые пока ничего не могут придумать, кроме политики «кнута». В качестве такого «кнута» часто вбрасывают в обсуждение идею налога на тунеядство или лишения безработных прав на бесплатную медицинскую помощь.

Но такие «новшества» ничем хорошим обычно не заканчивается. Например, налог на тунеядство, введённый в Белоруссии, обернулся серьезными беспорядками. Если же лишать медицинской помощи неработающих, то это будет граничить с геноцидом по отношению к реальным безработным, которые у нас тоже есть, и в немалом количестве.

Поэтому просто взять и сказать: «Всем выйти из тени!» – не получится. Надо придумывать что-то другое.