Протон» может лишиться рынка запусков из-за проблем со страхованием
На модерации
Отложенный
Сегодняшний рынок коммерческих запусков держится на трёх «китах»: РН Ariane 5 от ArianeGroup, Falcon 9 от SpaceX и «Протон» от International Launch Services — подразделения ГКНПЦ им. Хруничева, занимающегося маркетинговыми услугами и коммерческой эксплуатацией РН «Протон». Но, несмотря на то, что эти три компании занимают практически весь рынок негосударственных запусков, между ними есть существенная разница. Страховка.
Страховые взносы за первый год эксплуатации аппарата на орбите различаются на порядок: для ArianeGroup и SpaceX они составляют 3-5% от общей суммы полиса, в то время как для ILS — до 12%.
Чтобы было понятнее, рассмотрим конкретный пример: допустим, телекоммуникационная компания запускает спутник и оформляет на него страховку в $200 млн. Это значит, что при использовании РН «Протон» (в случае успешного запуска, конечно) за пуск и первый год на орбите компании придётся выплатить страховой взнос в размере $24 млн. В то время как при выборе Falcon 9 или Ariane 5 для того же спутника эта сумма вряд ли превысит $10 млн.
Авария РН «Протон-М» в 2013 году
Представитель SCOR Global P&C, компании, занимающейся страхованием пусков РН «Протон», говорит, что проблемы начались в последние несколько лет. На процентные ставки взносов повлияла и авария, произошедшая два года назад, и тот факт, что спустя некоторое время были обнаружены проблемы со сплавами в используемых на «Протонах» двигателях. Год застоя — очень много для космической отрасли, особенно для коммерческой её части. Заказчик может потерять больше денег, чем получит компенсации от страховщиков. Именно такие проблемы заставили многих телекоммуникационных операторов пересмотреть свои контракты и обратиться к ArianeGroup со SpaceX.
В то же время, за полтора месяца (с июня по сентябрь 2017 года) ILS удалось совершить три успешных запуска «Протона», что несколько смягчило отношение как заказчиков, так и страховщиков.
SpaceX получает преимущество благодаря культу Илона [Илона Маска]. Кроме того, их очень выручает оператор SES. Они удержались на плаву, и, несмотря на аварии в 2015 и 2016 годах, выполняют больше запусков, чем ILS.
Прогноз по распределению рынка запусков на 2018 год. 70% пусков у SpaceX, 20% — у ArianeGroup.
Представитель компании Beazley (занимается страхованием коммерческих запусков) считает, что отрасли необходим ветеран вроде «Протона»:
На рынке нужны разные игроки, ILS точно входит в их число. Им сейчас очень нужны успешные запуски, нужно работать над надёжностью. Это позволит вернуть к себе внимание заказчиков
Он также отметил тот факт, что в ближайшие годы ожидается появление новых средств доставки спутников на орбиту. Практика показывает, что аварии у «новичков» случаются чаще, следовательно, страховые ставки наверняка немного поднимутся. Но уже в 2016 году пары крупных аварий было бы недостаточно, чтобы выплатить компенсации за счёт взносов. В 2017 году (благодаря всё тем же Falcon 9 и Ariane 5) ситуация только усугубится.
Кроме того, рынок тяжёлых геостационарных спутников значительно уменьшился, наблюдается тенденция к уменьшению массы полезной нагрузки, а значит, тяжёлый «Протон» может остаться вне игры (это подтолкнуло ГКНПЦ им. Хруничева к созданию средней версии «Протона»). Спутниковые операторы предпочитают иметь альтернативу из нескольких носителей, пользуясь, по возможности, самыми лёгкими. Простаивающий сейчас проект «Морской старт» (последний запуск РН «Зенит» состоялся в мае 2014 года) был как раз одним из игроков, способных окончательно пошатнуть положение «Протона» на рынке.
Но даже с тех пор ситуация изменилась в худшую для ILS сторону: глобальные спутниковые операторы завершили обновление своих спутниковых группировок и работают над уменьшением габаритов и массы будущих спутников. Сейчас заказов на геостационарные запуски меньше, чем нужно «Протонам».
Сейчас ГКНПЦ им. Хруничева завершает трёхлетнюю программу по улучшению надёжности РН «Протон». Это позволит ILS добиваться пересмотра условия страхования. Хорошим фактором здесь являются и 12 успешных запусков ракеты подряд.
Президент ILS, Кирк Пайшер, в свою очередь, считает отношение страховщиков несправедливым: «У SpaceX тоже были неудачи, однако к ним почему-то отношение совершенно другое». ILS, по его словам, попала в Уловку-22: чтобы иметь возможность полноценно вернуться на рынок, «Протону» нужно доверие страховщиков. Но чтобы получить это доверие, необходимы запуски, которых ILS лишается из-за высоких ставок.
Кирк Пайшер, президент ILS
От некоторых компаний поступало предложение ILS заключить контракт сразу на 10 пусков. Однако тогда, во-первых, невозможно сразу рассчитать объемы страховки для каждого аппарата (потому что они попросту ещё не построены). А схема L+1 (взнос за успешный запуск и первый год спутника на орбите) по существующим ставкам все равно не позволит заинтересовать заказчика. ILS может снизить выплату за услугу запуска до $40 или даже $30 млн, чтобы компенсировать высокие выплаты страховщикам. Но в таком случае «Протоны» либо не будут приносить прибыли вообще, либо заставят ILS работать «в минус». Пайшер предполагает, что ILS вместе с Роскосмосом придётся создавать собственную страховую компанию, зарегистрированную в России, чтобы самостоятельно обслуживать запуски (когда-то по почти аналогичным причинам самострахованием занималась ArianeSpace). Но если будет выбрано именно такое решение, придётся поспешить: ILS теряет заказчиков каждый квартал.
Пайшер говорит, что обсуждал самострахование с руководством ГКНПЦ им. Хруничева, но они сделали ставку на доверие рынка: «мы будем выполнять успешные запуски и постепенно ставки снизятся». Но, по мнению президента ILS, это было слишком самонадеянно и сработало бы только в условиях монополии. Сейчас на рынке есть ArianeGroup и SpaceX, которые обслуживают значительную часть заказов на геостационарные запуски. И имеют преимущество в запусках более лёгких спутников, которым не нужен тяжёлый «Протон».
Слайд из презентации страховщиков на конференции SCOR (октябрь 2017). Представлены основные РН для коммерческих запусков в ближайшие годы, звёздочками отмечены новые. Это может представлять риск для отрасли, так как с новыми ракетами обычно возникает больше проблем
По словам Пайшера, SpaceX буквально повезло, что взрыв в 2016 году состоялся во время прожига двигателя перед запуском: страховку в таком случае выплачивают компании, работающие с космодромом и страхованием недвижимости. Но произойди авария в воздухе, после старта — это серьёзно бы повысило страховые ставки для SpaceX. Кирк считает, что страховщики зря закрывают глаза на то, что «Протон» может остаться единственной из существующих ракет, которая будет функционировать после 2021 года, ведь практически все конкуренты ILS запланировали обновление «модельного ряда» своих РН. А проблемы с новыми ракетами, как известно, возникают гораздо чаще.
Страхование коммерческих запусков остаётся прибыльным бизнесом. Но пока сумма взносов за год не позволяет даже покрыть один неудачный пуск, а количество заказов на тяжёлые геостационарные спутники падает, страховые компании вряд ли решатся дать «Протону» так необходимое ему уменьшение процентных ставок.
Материал написан на основе статьи SpaceIntel Report
Фото на обложке: SpaceNews.com
Комментарии