Епископ РПЦЗ: Советский Союз был дьявольским государством

На модерации Отложенный

Седьмого ноября русская революция отмечает свой столетний юбилей. Семидесяти однолетний архиерей неканонической РПЦЗ (Агафангела), епископ Сан-Паульский и Южно-Американски Григорий (Петренко) хмурит брови. «Даже не знаю, как это сегодня празднуют. Мы же спускаем флаги до середины, как при трауре, благодаря Бога за то, что Советского Союза больше нет», — говорит он. Епископ не видит ничего достойного празднования в том, что уничтожило 300-летнюю династию Романовых. «Мы не можем гневаться, потому что ненависть — это грех, но мы никоим образом не поддерживаем социализм. Он — от лукавого», — отмечает Петренко. 


 

Проезжая по Вила Алпина и Вила Зелина, двум районам Сан-Паулу, где в основном проживает община выходцев из Восточной Европы, инженер-химик Тамара Димитрова (56 лет) вспоминает панику, которая воцарилась в их семье, когда Лула (Партия трудящихся) несмотря на три предыдущих поражения в конце концов был избран президентом в 2002 году: «Моя бабушка не спала всю ночь». Епископу Григорию и Тамаре довелось жить при бразильской военной диктатуре (1964-1985), которая в контексте холодной войны усвоила антикоммунистическую риторику, чтобы оправдывать преследование собственных критиков. Ни у кого из них этот период не оставил неприятных воспоминаний. Правда, по словам Димитровой, режим иногда перегибал палку: так, она вспоминает, как закрыли один русский клуб за то, что его члены якобы прослыли сталинистами.

Что касается религиозного лидера, то он положительно оценивает «противостояние» военной диктатуры коммунизму и отмечает, что раньше было «безопасно ходить по улице», тогда как сегодня «нас арестовывают, а бандиты разгуливают на свободе». Петренко однозначен в своих оценках: ни диктатура (будь она справа или слева), ни демократия. «Единственный благословенный Богом режим — это монархия». Да и не всякая монархия: «На самом деле монархии больше не существует». В Бразилии она была масонской. Последним настоящим монархом, помазанником Божиим, был царь Николай II, убитый в 1918 году». У священнослужителя есть личные причины отвергать сталинизм: по его словам, советские граждане, в ходе Второй мировой войны попадавшие в плен к немецким захватчикам, в случае своего возвращения «уничтожались» самим правительством. «Если они оказывались в плену у врага, им оставалось только покончить жизнь самоубийством, чтобы хоть как-то избежать этого позора; вместе с оружием людям выдавали капсулы с цианидом». Как раз в такой ситуации оказался отец епископа. Как и многие другие, семья Петренко нашла убежище в Бразилии, рассказывает он. 

 

(отрывки из статьи "União Soviética era demoníaca, afirma bispo ortodoxo russo no Brasilиздания" издания "Folha logoFolha", Бразилия).