Октябрьская революция: сто лет одиночества
На модерации
Отложенный
Какой чудовищный эксперимент совершила над собой Россия, поделившись на палачей и жертв, и почему память о новомучениках никак не приживается – размышляет главный редактор издательства «Никея» Владимир Лучанинов.
"Большевик". Художник Борис Кустодиев
- “Сад памяти” – в Бутово открылся самый большой мемориал жертвам репрессий (фото)
- День памяти новомучеников: праздновать или каяться?
- Митрополит Сурожский Антоний: Празднуя память новомучеников, задумаемся над собой (+аудио)
- Новомученики и исповедники. Лица и судьбы
- «Величие» Сталина и подвиг новомучеников
Чтобы не сойти с ума, можно разучиться чувствовать
Жил в Америке замечательный певец. Настоящий гений Рэй Чарльз. Когда ему было пять лет, у него на глазах утонул младший брат. Любимый. Это случилось во время детской игры. Рэй до последнего пытался вытащить из воды брата. Не получилось, сил не хватило. Страшная боль поселилась внутри. Хрупкое тело не выдержало душевных переживаний – мальчик стал терять зрение. Через два года он ослеп. Это произошло в 1937 году.
В это же время в СССР люди стояли перед реальностью, в которой не только брат не мог спасти брата, но если топили одного, другой, чтобы выжить, часто делал вид, что ничего не замечает. Слепым можно стать, чтобы спасти свою жизнь. А потом, чтобы не сойти с ума, можно разучиться чувствовать или заставить себя поверить, что ничего не произошло.
В начале семидесятых, когда советские города и улицы носили имена тиранов и палачей, а культ личности Сталина хоть и был давно осужден, но по-тихому, на закрытом заседании – в это время Европа пыталась понять и проговорить, каким образом просвещенная Германия могла проникнуться бесчеловечными идеями нацизма.
Владимир Лучанинов. Фото: aquaviva.ru
Россия совершила такой эксперимент над собой
А в Америке социальные психологи активно проводили эксперименты. Правда, многие из них впоследствии тоже были признаны бесчеловечными. Но намерения были благими: Запад очень боялся фашизма и коммунизма. Или лучше сказать так: человек боялся собственных глубин, пытался понять, чего о себе он еще не знает…
Одним из самых скандальных стал эксперимент профессора Филиппа Зимбардо. Добровольцев для участия в исследованиях профессор отбирал тщательно. Только абсолютно здоровых и доброжелательных. Людей поделили на заключенных и охранников и на две недели поместили в искусственную тюрьму, организованную в подвале Стэнфордского университета.
Через некоторое время добровольцы вжились в роли, и в университетских подвалах начались страшные пытки и издевательства. Исследования приостановили.
Оказалось, что садистские наклонности бывают у людей, которые даже об этом не подозревают. Надо лишь создать подходящую атмосферу…
Другие исследования социальных психологов (например, исследования Стэнли Милгрема) открыли страшную правду: слишком уж малый процент людей в подчинении силе и авторитету остается верным правде и своей совести.
Россия совершила такой эксперимент над собой. Без игры и добровольцев. Поделив себя на палачей и жертв, охранников и заключенных, товарищей и врагов, своих и чужих.
Новомученики страдали незаметно
В отличие от Стэнфордского эксперимента, признанного неэтичным, советский период русской истории обществом скорее романтизируется, несмотря на то, что его последствия – не подорванная психика двадцати четырех человек, а десятки миллионов жертв. И длился эксперимент не десять дней, а без четверти век; а внутри нас он продолжает совершаться и сегодня.
Не врастает в широкое церковное сознание осмысление подвига новомучеников, не прививается почитание. Наверное, причин тому много. Возможно, обесценивание определенными жанрами Предания человечности, простоты и повседневности. Все привыкли к невероятным подвигам недостижимых святых, к ярким житийным сюжетам.
Если святость – только в гробах, чудесах и пещерах, если мученичество – то публичное, чтобы идолы падали, небеса разверзались и безбожники каялись.
А новомученики страдали незаметно, тяжело, изнурительно, и чудес особенных большевикам при этом не являли. Одним словом, неинтересно страдали, слишком по-человечески.
О причинах невнимания к новомученикам рассуждать можно долго.
Вместо праздника Октябрьской революции День народного единства
Но, возможно, из них основная – те самые последствия советского эксперимента. Глубочайшая подсознательная народная рана и вековые механизмы защиты от боли. Они совершенствовались, когда нужно было не сходить с ума, отвыкать чувствовать, заставлять себя верить, что ничего страшного не происходит, они ковали панцири и создавали мифы.
Эти механизмы и сегодня выталкивают неудобные темы, покрывая забвением и мифами любую правду, от которой может стать больно. Эти механизмы лишают нас шанса на целостность и самопознание, делают зависимыми, слабыми и одинокими…
Мифы вплетаются в современные веяния нашей Церкви, обволакивая туманом не только подвиг новомучеников, но и память о священнослужителях и мирянах, которые отрекались, отказывались от сана, становились осведомителями, вступали в созданную ОГПУ обновленческую организацию, просто навсегда забывали о Христе, потому что помнить о Нем было сначала опасно, а потом стыдно. И сегодня столетние бессознательные механизмы не дадут думать слишком много о микроскопическом проценте людей, сумевших вопреки всему остаться верными себе и Христу.
Вместо праздника Октябрьской революции День народного единства.
О единстве станут бойко говорить с амвонов, и пустота этих слов лишь увеличит разрозненность. В ста пятидесяти миллионах одинок наш брат. Рад он объединяться, и объединяется, только не во имя чего-то получается, а против кого-то…
Он мог бы стать хорошим днем смирения и трезвости
Быть может, сто лет назад, бросая в огонь образа, сжег наш брат свое подобие? Соскабливая с мертвых стен лики, сам умер и обезличился? Отрекаясь от прошлого, окончательно потерял будущее? И живем мы сейчас вроде не так уж плохо. Но почему-то когда подают теплый хлеб, мы сами выбираем холодные камни. И камнями этими готовы побить каждого, кто не верит в нашу проповедь любви.
Нам не верят, а мы продолжаем говорить чужими словами, не нами рожденными и пережитыми, превращая эти чужие слова в скользкие слои мертвой соли. И говоря о победе Жизни над смертью, соскальзываем к саморазрушению. Зная, что Христос опустошил и разрушил ад, мы умеем находить ад везде, даже там, где его не было никогда. Это не гомилетика. Говоря «мы», я, правда, имею в виду себя, своих родственников, друзей и знакомых.
Почему-то ничто так не увлекает меня, как задушевный разговор о том, как все кругом плохо. Все, конечно, далеко не идеально, но здравый смысл подсказывает, что розовые очки Господь отбирает для каких-то иных целей. Может быть, надлом народа, – моих прадедов и дедов, – паутинкой новых трещин продолжает разрастаться во мне? Их муки совести и разочарования, соучастие в торжестве террора и бессилии добра… Сто лет все это в нас. Сто лет одиночества.
Отодвинул бы я на второй план смуту и поляков, и вернул в календарь день Октябрьской революции. Не праздником, конечно, вернул, даже не в качестве народного траура или покаяния. А днем памяти и надежды. Чтобы не только о нем помнить, но и больше знать о собственных глубинах.
Я был бы рад, если бы в этот день люди не говорили о политике, идеологии и казенной истории, не спорили, кто был прав, а кто виноват, а вспоминали и покрывали состраданием своих предков.
Просто потому, что им выпала доля умирать, убивать, жить и выживать в революциях и войнах, среди коллективизации, геноцида и репрессий в тюрьмах, лагерях и ссылках, окопах и землянках, в бараках и номенклатурных сталинках. Советский эксперимент – не только в нашем прошлом. Он в настоящем и будущем. И сегодня, наверное, сложно этого не замечать.
Я не могу поручиться, что в тех условиях захотел бы остаться зрячим и чувствующим. И если я это пойму и приму, то сделаю все, чтобы по капле выводить последствия эксперимента и столетнее одиночество из себя, из пространства, в котором что-то могу менять.
Возвращенный день Октябрьской революции мог бы стать хорошим днем смирения и трезвости. Он стал бы поводом не только публично осознать бесчеловечность эксперимента, но и возможностью со временем простить и оправдать всех его идеологов, вождей и палачей. Ведь и новомученики, верю, не только молились и молятся Христу о своих мучителях, но и вымаливают их из адских глубин.
Комментарии
Поместить ее в НЛ могут только либо очень глупые, либо очень отмороженные люди, типа Чубайса, Немцова, Гайдара, Бандеры ,
Всегда видно лукавство: отковыривать плохое, не замечать хорошее.
Или наоборот - как изюм из заплесневевшей булки.
Чем большевики отличаются от нынешней власти, от либерастов, от Чубайса, от автора статьи, от бандеровцев, от НАТО
и от лоха, запостившего эту либерастную статью в НЛ ?
Большевики были жестоки. Они пролили много крови.
При этом они думали о народе, они не думали об обогащении за счет народа. И очень многое для народа сделали.
В противном случае они поступили бы, как нынешние либерасты, демокрасты, Ельцин, Путин.
Они бы просто заменили одну власть другою (собою) и стали сами бы наживаться.
А нынешняя власть наоборот: это крысы.
Они не проливали много крови.
Они, в отличии от большевиков просто тихо, спокойно и методично воруют у собственного народа.
Вот такая альтернатива ...
Они жируют в галстуках и бабочках, живут во дворцах, построенных на украденные деньги, и при этом постоянно носятся с лозунгами о кровавом прошлом .
А тот массовый террор, о котором так любят смаковать нынешние воры, именующие ...
Комментарий удален модератором
.
Как сладостно отчизну ненавидеть
И жадно ждать её уничтожения!
И в разрушении отчизны видеть
Всемирную десницу возрождения
.
.
.
"Демократическое, пробандеровское" либерастное русское зверье
рассуждает о зверстве большевиков ...
отковыривания нынешними правящими кремлевскими либерастами
выборочных кусков истории 100-летней давности ?
Смысл в том, чтобы перевести стрелки
от себя (от правящего либерастного ворья)
на прошлое, на большевиков, Ленина, Сталина, на репрессии.
И это их, либерастов и путинцев, роднит с НАТО, с Западом.
В этом они едины, в этом у них общая цель, единомыслие
- ненависть Путина, Чубайса, Гайдара, НАТО, США, Запада, бандеровцев,
к СССР.
Отвлечь внимание от себя.
На это же направлено и переименование городов, улиц, праздников, драпировка мавзолея и тд.
Всё, как на Украине.
.
А кто виноват, что страна в ж. ?
Сталин и Ленин !
.
.
За окошком дождь и град.
Это Ленин виноват!
Кошка бросила котят -
Это Сталин виноват,
Зайку бросила хозяйка -
Кто виновен, угадай-ка!
Вот кончается доска
У несчастного бычка,
Наша Таня громко плачет -
Рядом Брежнев, не иначе!
Свет погас, упал забор,
У авто заглох мотор,
Зуб здоровый удалили
Иль залез в квартиру вор,
Не понравилось кино,
Наступили вы в говно:
У любого катаклизма
Объяснение одно:
Знает каждый демократ -
Это Брежнев виноват!
Шторм, цунами, наводненье? -
Это Сталин, без сомненья!
Ливень, оползень, циклон -
Виноват, конечно, он!
Сель, лавина, камнепад? -
Ясно: Ленин виноват!
Смерч, тайфун, землетрясенье -
Нет от "красного" спасенья!
Если верите в такое -
Ваш диагноз - ПАРАНОЙЯ !!!
Итак, московский либераст - это параноик, идейный брат бандеровца.
.
когда воры хотят отвлечь внимание народа от себя,
они вспоминают прошлое и выковыривают оттуда только то,
что им выгодно,
дабы оправдать свое собственное воровство.
Так устроена нынешняя власть, Путин.
У всех у них - ноги растут от либерастов, от Ельцина.
.
Отпусти нам для праздника…», те,
Что велели Сократу отраву
Пить в тюремной глухой тесноте.
Им бы этот же вылить напиток
В их невинно клевещущий рот,
Этим милым любителям пыток,
Знатокам в производстве сирот.»
Это большевикам.
(Документ № 1)
«Я с ужасом, ей-богу с ужасом, вижу, что о бомбах говорят больше полгода и ни одной не сделали!.. Пусть тотчас же организуются отряды от 3-х до 10, до 30 и т.д. человек. Пусть тотчас же вооружаются они сами, кто как может, кто револьвером, кто ножом, кто тряпкой с керосином для поджога…
Одни сейчас же предпримут убийство шпика, взрыв полицейского участка, другие — нападение на банк для конфискации средств… Пусть каждый отряд сам учится хотя бы на избиении городовых: десятки жертв окупятся с лихвой тем, что дадут сотни опытных борцов…
Даже и без оружия отряды могут сыграть серьезнейшую роль… забираясь на верх домов, в верхние этажи и т.д., и осыпая войско камнями, обливая кипятком…
Убийство шпионов, полицейских, жандармов, взрывы полицейских участков, освобождение арестованных, отнятие правительственных денежных средств… такие операции уже ведутся везде…»
Ленин
Октябрь (16-го и позднее) 1905 г.
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.11. С. 336-337, 338, 340, 343.)
(Документ № 2)
«Религия есть один из видов духовного гнета… Религия есть опиум народа. Религия — род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ…»
Ленин
3 декабря 1905 г.
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 12. С. 142, 143.)
БОГ ЕСТЬ ТРУПОЛОЖСТВО
(Документ № 3)
«…всякий боженька есть труположство… всякая религиозная идея, всякая идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная «зараза».
Ваш В.И.
13 или 14 ноября 1913 г.
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 48. С. 226, 227, 228. — Из ленинского письма М. Горькому. Отчитав выдающегося писателя за богоискательство, Ленин заканчивает письмо: «Зачем Вы это делаете? Обидно дьявольски».)
Октябрь 1917-го - "все как на Украине"
«…нельзя великороссам «защищать отечество» иначе, чем желая поражения во всякой войне царизму»; «неверен лозунг «мира», лозунгом должно быть превращение национальной войны в гражданскую войну»; «наименьшим злом было бы поражение царской монархии и ее войск».
Ленин
Сентябрь—декабрь 1914 г.
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 108-109, 6; Ленинский сборник. Т. 2. С. 195. Налицо измена Родине: написанное Лениным направлено против интересов государства Российского. Отметим, что в Первую мировую войну погибло около 1 миллиона наших соотечественников, в Гражданскую — от 12 миллионов до 14 миллионов человек, а голод, спровоцированный Гражданской войной, унес 3—5 миллионов (по другим данным, опубликованным при Сталине, — 15 миллионов); в целом политическая деятельность Ленина повлекла за собой гибель 15—19 миллионов граждан России.)
(Документ № 5)
«… надо отрубить головы по меньшей мере сотне Романовых» (8 декабря 1911 г.); «в других странах… нет таких полоумных, как Николай» (14 мая 1917 г.); «слабоумный Николай Романов» (22 мая 1917 г.); «идиот Романов» (12 марта, 13 и 29 апреля 1918 г.); «изверг-идиот Романов» (22 мая 1918 г.) и т.д. и т.п.
Ленин
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 21. С. 17; Т. 32. С. 97, 186; Т. 36. С. 85, 215, 269, 362. Члены партии Ленина в ночь на 12 июня 1918 г. расстреляли первого Романова; в ночь на 17 июля 1918 г. расстреляли и зарезали семь Романовых, в ночь на 18 июля того же года сбросили умирать в шахту и расстреляли шесть Романовых, ночью 24 января 1919 г. расстреляли пять Романовых.)
(Документ № 6)
«Война не на жизнь, а на смерть богатым и прихлебателям, буржуазным интеллигентам… с ними надо расправляться, при малейшем нарушении… В одном месте посадят в тюрьму… В другом — поставят их чистить сортиры. В третьем — снабдят их, по отбытии карцера, желтыми билетами… В четвертом — расстреляют на месте… Чем разнообразнее, тем лучше, тем богаче будет общий опыт…»
Ленин
24—27 декабря 1917 г.
(Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 35. С. 200, 201, 204. — Из работы «Как организовать соревнование?»)
Пытки аресты попов, коммунистов, и в то же время и троцкистов и врагов страны , длились два года, двух наркомов предателей - Ягоды - Ежова, это печальная история, но в первых, потом весь наркомат расстреляли - аппарат Ежова - расстреливал Ягода, а так как преступления продолжились и даже усилилсь, уже аппарат Ягоды, расстреливал Берия. Пытки были запрещены, Сибирь восстанавливали уже , строго по сов. КЗОТу, самому демократическому в мире, и был произвол, но беспредела уже не было. Д
ля следователей , начальников зон, охраны, уже была реальность, самому заехать к зека, за произвол. Это было и раньше, но в 1937 году, обстоятел...
1. "Превратим войну империалистическую в Гражданскую". Превратили, получили:
а) разруху
б) голод в Поволжье
c) похабный Брестский мир
2. Коллективизация.
Голод в СССР 1932—1933 годах (на Украине официально[1] называемый «голодомор»[2][3][4][5]) — массовый голод в СССР на территории УССР, БССР[4][6][5], Северного Кавказа, Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири, Северного Казахстана, повлёкший значительные человеческие жертвы (по разным оценкам, от двух до восьми миллионов человек).
3. Массовые репрессии 1937-1938
4. ГУЛАГ
5. Шарашки(Туполев, Королев, Петляков и т.д.)
6. Великая Отечественная война 1941-1942, сплошные котлы (Минский, Уманский, Киевский, Вяземский - 1941, Харьковский, Крымский - 1942) 8 млн потерь, из них 4 млн пленных
7. Борьба за социализм во всем мире(Корея 1950-195, ГДР 1951, Венгрия 1956, Чехословакия 1968, Египет 1967, 1973, Афганистан 1979-1988)
И это все здравый смысл?
Пардон, стесняюсь спросить, а ДО РЕВОЛЮЦИИ не было "палачей и жертв"?
Николаха Вторый, приказавший стрелять в народ, шедший к нему с челобитной, не был ПАЛАЧОМ?
Губернаторы, посылавшие казаков с шашками и полицаев расстреливать бастующих рабочих - они не были ПАЛАЧАМИ?