КУРЦ НАШ: ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ НОВОГО КАНЦЛЕРА АВСТРИИ И ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЛИ ЕГО ПОБЕДА ИНТЕРЕС ДЛЯ РОССИИ

Состоявшиеся в Австрии досрочные парламентские выборы продемонстрировали усиление партий, выступающих за более жесткую антииммигрантскую политику и защиту национальных интересов в рамках действующих в ЕС правил. Победу на них одержала консервативная Австрийская народная партия (АНП) во главе с молодым лидером Себастьяном Курцем. На что теперь может рассчитывать Россия в отношениях с Австрией, разбирались СМИ.

 

 

В Австрии прошли выборы в нижнюю палату парламента. На первое место вышла Австрийская народная партия (ÖVP), набравшая 31,6 % голосов, за ней следует Социалистическая партия Австрии (SPÖ) – 26,9 %. На третьем месте оказалась правопопулистская Австрийская партия Свободы (FPÖ) – за нее проголосовало 26 % избирателей. Вообще-то выборы должны были состояться в 2018 году, замечает «Новая газета». Однако партнеры по «большой коалиции» SPÖ и ÖVP явно охладели другу к другу. Основной причиной тому стал постоянно падающий рейтинг обеих партий, который наглядно проявился в ходе президентских выборов 2016 года. Тогда впервые за послевоенные годы партийные кандидаты не вошли во второй тур голосования. Не последнюю роль сыграло и то обстоятельство, что крупнейшие австрийские партии слишком поздно отреагировали на миграционный кризис. Нерешительность и медлительность властей вызвала недовольство у консервативно настроенной части населения, а попытки исправить положение радикальными мерами стали предметом острой критики со стороны либералов, левых и творческой интеллигенции. Ведущие политики обеих партий от сотрудничества в парламенте перешли к взаимным обвинениям. Деятельность правительства фактически была парализована. Финальную точку в кризисе поставил лидер «народников» и министр иностранных дел Себастьян Курц, отказавшись после официального избрания председателем ÖVP занять пост вице-премьера в кабинете министров. Досрочные парламентские выборы назначили на 15 октября («Новая Австрия и канцлер Курц»).

 

 

Себастиану Курцу всего тридцать один год – и у него есть шансы стать самым молодым в мире лидером страны. Ранее, в 27-летнем возрасте, напоминает «Московский комсомолец», он уже был самым молодым в Европе министром иностранных дел. Этого выходца из венского рабочего района Майдлинг, сына инженера и учительницы не то с иронией, не то с уважением именуют Wunderwuzzi, «вундеркиндом». В политику он пошел, когда ему было 16 лет – его не смутило, когда его отфутболили из-за чересчур юного возраста. Довольно скоро он стал молодежным активистом Народной партии. Ради политической карьеры он бросил учебу на юридическом факультете Венского университета – и было ради чего, в 2013 году он уже стал главой МИД Австрии! Но и министерское кресло оказалось ему тесноватым. Себастиан начал метить на пост канцлера, для чего развернул настоящую внутрипартийную перестройку – под себя. И, как показали прошедшие выборы, явно в этом преуспел, сумев сделать «постаревшую» партию молодой и актуальной. Его уже называют «австрийским Макроном» – и из-за возраста, и из-за вклада в партийное строительство. Поскольку «Народной партии» не удалось набрать абсолютного большинства голосов, то перед ней маячит перспектива формирования коалиционного правительства. Наблюдатели предсказывают, что партнерами по коалиции станут ультраправые (Курц отказался сотрудничать с социал-демократами). Тем более, что у двух партий есть схожие установки – особенно в той части, где речь идет о проблемах иммиграции. Идя на выборы, Себастиан Курц обещал перекрыть потоки мигрантов в Европу и снизить уровень пособий для беженцев. Неслучайно, руководители «Партии свободы» увидели в этом «плагиат» своей программы. И действительно, Курц в своей предвыборной риторике играл на поле ультраправых, эксплуатируя темы безопасности, миграции и опасений растущей исламизации австрийского общества.

В одном из интервью он высказал идею, что центры для приема беженцев надо создавать за пределами ЕС – например, в Грузии, Египте или одной из западнобалканских стран («Австрия свернула направо»).

 

 

Тем временем, для России представляет интерес возможный расклад будущего австрийского правительства, в котором АПС будет, видимо, претендовать на пост министра иностранных дел, указывает «Независимая газета». Немецкое информационное агентство Deutsche Welle (DW) указывает: «На международной арене у Австрийской партии свободы имидж «друга Путина», как и у многих других правопопулистских партий. Контакты с Москвой налаживал в свое время Хайдер. Один из тех, кто отвечает за российское направление – Йохан Гуденус. 41-летний выходец из дворянской семьи занимает пост вице-мэра Вены, хорошо говорит по-русски и учился в Москве. В 2014-м Гуденус был одним из «наблюдателей» на референдуме в Крыму и хвалил его проведение. Ездят в аннексированный Крым и другие политики АПС, которые вопреки европейской позиции признают его частью России». Заслуживает внимания, что, как сообщает DW, «cанкции – единственный пункт, когда в избирательной программе АПС упоминается Россия». В тексте нет прямого требования их отменить, но в последнем пункте, где речь идет о Европе, сказано, что политика санкций противоречит нейтралитету Австрии и наносит «массивный ущерб» австрийской экономике и сельскому хозяйству. В случае прихода к власти АПС может поднять вопрос об отмене санкций ЕС. Следует отметить, что сам будущий австрийский канцлер – Курц – также выступает за снятие санкций с России, обуславливая этот шаг значимым успехом в рамках Минского соглашения. Поскольку санкции продлеваются каждые полгода, теоретически Австрия может их заблокировать («Австрия берет антииммигрантский курс»).

 

 

Кроме того, как отмечает «РБК», на период работы Курца во главе МИДа пришлись украинский и миграционный кризисы, референдум по выходу Великобритании из ЕС. По Украине Курц, как и другие европейские политики, настаивает на полном выполнении минских соглашений. Летом 2016 года он со своим немецким коллегой Франком-Вальтером Штайнмайером предложил систему пошагового снятия санкций с России в ответ на прогресс в договоренностях по Украине. В отношениях с Россией, утверждал Курц, «система наказания должна быть заменена системой стимулов». В целом он является сторонником гибкого подхода, оставляя место для диалога. В июле Курц, который в 2017 году является председателем ОБСЕ, говорил: «Больше понимания, больше диалога, больше гибкости – вот так выглядят условия для новых доверительных отношений между Востоком и Западом». Партию свободы, потенциального партнера будущей коалиции, венгерский институт Political Capital ранее называл «одной из самых пророссийски настроенных партий в Европарламенте». В 2017 году эксперты European Council on Foreign Relations (ECFR) поставили ее на восьмое место среди «наиболее антизападных» партий во всей Европе. В период начавшегося в 2013 году охлаждения отношений России и Запада Штрахе не раз приезжал в Россию и был принят в Госдуме. В конце 2016 года «Единая Россия» подписала с Партией свободы соглашение о сотрудничестве. Во время подписания документа Штрахе в очередной раз заявил, что его партия не поддерживает антироссийские санкции. В сентябре 2017 года Штрахе признал: «С точки зрения реальной политики Крым является российским. Это нужно принять. Санкции, в конце концов, необходимо отменить», – отметил он (цитата по Die Presse). С учетом трезвой позиции правых по России можно рассчитывать на улучшение диалога с Австрией, прокомментировал итоги выборов председатель международного комитета Совета Федерации Константин Косачев («Курц наш»).