И.Бродский. Из Нобелевской речи и письма Брежневу.
На модерации
Отложенный
Возможности сострадания чрезвычайно ограничены, они сильно усту-пают возможностям зла. Я не верю в спасателей человечества, не верю в кон-грессы, не верю в резолюции, осуждающие зверства. Это всё лишь сотрясение эфира, всего лишь форма уклонения от личной ответственности, от чувства, что ты жив, а они мертвы… Если уж устраивать съезды и принимать резолюции, то первая, которую мы должны принять, это резолюция, что мы все – негодяи, что в каждом из нас сидит убийца, что только случайные обстоятельства избавляют нас от разделения на убийц и на их жертв.
Что следовало бы сделать в первую очередь, так это переписать все учебники истории и выкинуть оттуда всех героев, полководцев, вождей и про-чих. Первое, что надо написать в учебниках, - что человек радикально плох.
Единственная правота – доброта. От зла, от гнева, от ненависти – пусть именуемыми праведными – никто не выигрывает. Мы все приговорены к одно-му и тому же: к смерти. Умру я, пишущий эти строки, умрёте Вы, их читающий. Останутся наши дела, но и они подвергнутся разрушению. Поэтому никто не должен мешать друг другу делать дело. Условия существования слишком тяже-лы, чтобы их ещё усложнять.
Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью; если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей.
Комментарии
Эти люди знают жизнь не по книгам. Им и телевизор некогда смотреть. Преступление совершают демагоги, которые считают себя очень умными, которые начитавшись, продолжают еще и писать, чтобы обмануть нацию.
Пренебрежение еще более тяжкое - это пренебрежение судьбами людей, которых продолжают обманывать. Стартовые возможности для жизни в рыночных отношениях должны быть равными для всех. Продолжение ..
НАДЕЖДА.
Благодарю за общение. Из числа друзей Вас исключила, т.к. мы слишком разные по мировоззрению. Счастья Вам и здоровья.