3 нерешенные проблемы фундаментальной физики
В фундаментальной физике, в отличие от математики, есть всего лишь три основные нерешенные проблемы, которыми занимаются фактически все ученые из этой области науки, — это проблема космологической постоянной, проблема конфайнмента кварков и проблема квантовой гравитации.
Проблема космологической постоянной
Представьте себе лунку, в которой лежит шарик. Если его пошевелить, он начнет колебаться и без трения будет колебаться вечно — получится классический осциллятор. Но если шарик не трогать, то он будет просто лежать на дне.
Однако квантовая частица — это не шарик, а волна. А потому основное состояние квантового осциллятора имеет ненулевую энергию. Это волна с единственным гребнем внутри лунки. То есть квантовая частица колеблется даже в основном состоянии. Это так называемые нулевые колебания. Они происходят в любой квантовой системе, в том числе в квантовой теории поля.
В квантовой теории поля вакуум — это не пустота. Он состоит из нулевых колебаний. Если нет гравитации, то энергию рассчитывают от полной энергии этих нулевых колебаний. Их как бы отбрасывают. И все частицы в квантовой теории поля — это возбуждение над нулевыми колебаниями.
Однако в присутствии гравитации нулевые колебания отбросить нельзя. Они ведь что-то «весят», то есть искривляют пространство-время. Поэтому возникает проблема.
Теоретически предсказано, что нулевые колебания составляют огромную вакуумную энергию. Однако наблюдения показывают, что вакуумная энергия в нашей Вселенной очень мала. Это то, что сейчас называется темной энергией в космосе. Она приводит к ускоренному расширению Вселенной, так как что-то «весит». Именно в этом и заключается проблема космологической постоянной: с одной стороны, квантовая теория поля предсказывает, что она огромная, а с другой стороны, наблюдаем очень маленькую. Куда девается огромная вакуумная энергия, предсказанная квантовой теорией поля? И какова тогда природа темной энергии?
Проблема конфайнмента кварков
Известно, что ядро состоит из протонов и нейтронов. Они взаимодействуют друг с другом при помощи ядерных сил. Если сталкивать протоны, наращивая энергию, мы увидим рождение огромного многообразия новых частиц — адронов.
Все адроны описываются одним способом: они состоят из кварков.
Это наблюдают, рассеивая электрон на протоне при очень высоких энергиях. Оказывается, что при этом электрон рассеивается практически так же, как альфа-частицы на атомах. Последнее было изучено Резерфордом в начале ХХ века: он увидел, что альфа-частица рассеивается на очень концентрированном центре ядра, которое имеет очень маленький размер. Оказывается, что точно так же электрон рассеивается на протоне, но с одной оговоркой: у протона как будто есть три центра с соответствующими зарядами.
Внутри протона действительно находятся три кварка. Но по непонятной причине отдельно эти кварки мы получить не можем, мы всегда их видим только в составе адронов. Теорию кварков мы знаем, и это квантовая хромодинамика, которая описывает кварки и глюоны. Последние переносят взаимодействие между кварками, точно так же как фотоны между электрическими зарядами. Квантовую хромодинамику мы хорошо понимаем при высоких энергиях. Тогда она действительно описывает физику адронов. Но при низких энергиях электрон рассеивается на адронах как на целом. Как переходит одно описание, при помощи практически свободных кварков, к другому — в виде адронов как связанных состояний из кварков? И почему кварки не существуют по отдельности? В этих вопросах и состоит суть проблемы конфайнмента.
Проблема квантовой гравитации
У квантовой теории поля есть проблемы с существованием бесконечных частот. Грубо говоря, поле можно гнуть как угодно, со сколь угодно высокой точностью. Из-за этого возникают так называемые расходимости, а именно: при вычислении различных физических величин в квантовой теории поля мы получаем бесконечные вклады. Во всех ныне разработанных квантовых теориях поля, с которыми мы имеем дело, эти расходимости могут быть устранены переопределением нескольких констант связи, таких как заряды и массы частиц, например.
При этом для того, чтобы устранить похожую проблему при квантовании гравитации, приходится переопределять бесконечное количество констант связи. При повышении энергии теорию нужно усложнять все больше и больше. Это говорит о том, что теория гравитации является применимой только при низких энергиях, а в ее основе должна лежать более фундаментальная (высокоэнергетическая) теория, которую мы пока не знаем
Комментарии
4-я - я не понял трех первых :)
Да и само понятие квант - это не совсем частица в обычном понимании
как это ?
колебания были - были
а раз есть колебания, то есть и энергия
А энергия никуда исчезнуть не может
Элементарно, если сложить две волны одинаковой частоты в противофазе, то они скомпенсируются и пропадут, взаимно погасив друг друга
это только на осциллографе так мы видим :)
А во вселенной ?
стоп ..стоп..стоп !
квантовая механика вообще пока вне законов физики
Это пока все на уровне теорий
Давайте не будем этим спекулировать
не знаю, как у вас инопланетян, а у нас землян в школах преподают именно нашу физику
Где именно в противофазе? Это по всей плоскости воды, что ли?
вот именно в достаточной мере - об этом и речь
Ты точно в полной мере понимаешь что такое время - я нет :)
А GPS работает. Более того - работает всё лучше и лучше. Значит понимание есть.
а ты значит понимаешь ?
случаем не внук Эйнштейна ? :)
Во времена Эйнштейна не было квантовой механики, поэтому он НЕ МОГ ее игнорировать в принципе. Квантовая механика возникла, как развитие идей теории относительности
Однаако, Аркадий.. Вы говорите красиво.. но Истина дороже..
"В 1900 г. была опубликована работа М. Планка, о проблеме теплового излучения тел. М. Планк моделировал вещество как совокупность гармонических осцилляторов различной частоты. Предположив, что излучение происходит не непрерывно, а порциями - квантами, он получил известную формулу для распределения энергии по спектру теплового излучения.
Так впервые в физике появилась новая фундаментальная константа - постоянная Планка. Гипотеза Планка о квантовой природе теплового излучения противоречит основам классической физики и показала границы ее применимости.
Через пять лет А. Эйнштейн, обобщив идею М. Планка, показал, что квантованность является общим свойством электромагнитного излучения. Согласно Эйнштейну электромагнитное излучение состоит из квантов, названных позднее фотонами. Каждый фотон имеет определенную энергию и импульс:
E = hν, p = (h/λ)
где λ и ν - длина волны и частота фотона, p - его импульс
->
Представления о квантованности электромагнитного излучения позволили объяснить закономерности фотоэффекта, исследованные экспериментально Г. Герцем и А. Столетовым.
В 1924 г. Луи де Бройль выдвинул гипотезу об универсальности корпускулярно-волнового дуализма. Согласно этой гипотезе не только фотоны, но и любые другие частицы материи наряду с корпускулярными обладают также и волновыми свойствами. Соотношения, связывающие корпускулярные и волновые свойства частиц, те же, что были установлены ранее для фотонов
E = hν, |p| = h/λ,
где ω = 2πν, и λ = h/p - длина волны де Бройля, которую можно сопоставить с частицей.
Волновой вектор ориентирован по направлению движения частицы.
..Кмк, именно то, что квантовая=волновая механика поначалу никак не связана была с ТО - и породило эту волну энтузиазма непрофессионалов, которая и по сё.. колебает, понимашь, этот форум, как сказали бы древние греки..
..Профи же.. давно уже не имеют претензий ни к Альберту Германовичу, ни к его жене Милеве, которая, вполне возможно, сделала инициирующее ТО замечание,
ни даже к Иисусу и к четвёртому куратору Иудеи, всаднику Понтию Пилату..
так это в том, что, в конце концов, остановятся на теории, в которой закономерно связанными будут не вероятности, но факты...”[63]. И еще: “Большие первоначальные успехи теории квантов не могли меня заставить поверить в лежащую в основе игру в кости”.
Его понятия в физике меня просто убивают.
Говорят, что у ближайшего друга Эйнштейна — Эрен феста по щекам текли слезы, когда он понял, что Борн прав, а его любимый друг Эйнштейн заблуждается. По поводу Эйнштейна как-то сказал Паули: “Представляется психологически интересным тот факт, что какое-то время каждый создатель новой теории считает ее “окончательным решением”.
я бы пока все таки Эйнштейна не списывал
Есть там один момент в квантовой физике, который как мне кажется весомым аргументом за Эйнштейна
..... когда при измерении/наблюдением за квантом он мгновенно меняет себя с волнового на частицу
Аргумент состоит в том, что наблюдать мы можем если обьект освещен , а значит влияем на него световым потоком, который и меняет функцию кванта. кто-то скажет что можно измерить и не освещая обьект, но тогда нам все равно придется произвести внешнее воздействие чем либо что-бы измерить через отражение
может и я об этом - же что уж точно не морганием ресничек :)
Мне известно, что мне ничего не известно!
– Вот последняя правда, открытая мной. ...
Переполнены горечью наши сердца,
Мы уходим из этого мира, не зная.
Ни начала, ни смысла его, ни конца.
Омар Хайям
Комментарий удален модератором