О протестантизме

Вот что пишет о Лютере святитель Игнатий (Брянчанинов): «Если учение его имело многих последователей, то причины сего в одних были личные, в других политические, в толпе – невежество… впрочем, лютеранизм доставляет большие удобства человеку, желающему как можно меньше обращаться к Богу и как можно меньше ограничивать себя в плотских своих пожеланиях».

Действительно, в протестантских реформах больше всего политики, желания уйти из-под власти папизма. Но вместе с тем с протестантизмом возникла фактически новая религия с новым базисом веры и совершенно другими принципами жизни, в которых был полностью утрачен какой-либо критерий истинности и разрушены основы христианской духовной жизни.

Прежде всего, протестантизм провозгласил основным критерием веры «только Писание» и таким образом отвергнул святоотеческое предание как источник истинного понимания евангельского учения. Лютер отчётливо выразил этот догмат протестантизма: «Я не возношусь и не считаю себя лучше докторов и соборов, но я ставлю моего Христа выше всякой догмы и собора». К чему это привело? Протестантизм с самого своего возникновения и до настоящего времени не только непрерывно распадается на десятки и сотни различных ветвей, каждое из которых ставит «своего Христа выше всякой догмы и собора», но и доходит до полного отрицания самых основополагающих истин христианства.

Отсюда возникло в протестантизме учение о спасении только верою.

Лютер провозгласил: «Грехи верующего – настоящие, будущие, а также прошлые, прощаются, потому что покрываются или сокрываются от Бога совершенной праведностью Христа и поэтому не используются против грешника. Бог не хочет вменять, записывать наши грехи на наш счёт, а вместо этого рассматривает как нашу собственную праведность праведность Другого, в Которого мы верим», то есть Христа.

Итак, если ты уверовал и крестился, то всё – ты безгрешен. Потому что Христос уже своими крестными муками снял с тебя все твои прегрешения – настоящие, прошлые и будущие.

В обряде крещения в протестантизме происходит не очищение от грехов и не рождение в душе нового человека (см. Еф. 4, 22–24), а просто объявление грешника праведником (так называемая пронунциация). Вот как легко стать праведником!

О том, какова эта праведность, пишет сам Лютер: «Душа совершенно не участвует в тех сладострастных делах, которым предаётся тело; она ими нисколько не оскверняется». Ах! Запишите меня в протестанты! Я уверовал, я крещён, значит я уже праведен! И не надо мне больше всех этих постов, молитв, часовых стояний в церкви.

Правильную оценку дал всему этому отец Игнатий: «Сочинения Лютера нестерпимы не только для благочестивого, но даже для благопристойного читателя. Они дышат самым грубым развратом и исступлённым богохульством».