США собираются ограничить полёты военной авиации России
На модерации
Отложенный
Вашингтон может ограничить полёты авиации Минобороны России над территорией США в рамках Договора по открытому небу. МИД РФ предполагает, что в скором времени американцы сделают публичное заявление. Таким образом Соединённые Штаты намерены лишить Москву возможности наблюдать за военными объектами. Решение Вашингтона ухудшит и без того сложную ситуацию в сфере международного контроля за военной деятельностью. О последствиях введения американскими властями очередной ограничительной меры — в материале RT.
Директор департамента МИД РФ по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов рассказал журналистам, что Москва осведомлена о готовности Вашингтона ввести ограничения на полёты российской военной авиации над территорией США.
«Да, мы знаем, что такие шаги американцы собираются предпринять. Сегодня в Вене проходит пленарное заседание комиссии по открытому небу. Видимо, американцы официально презентуют там свои решения. Как я понимаю, вводится ряд ограничений, которые вступят в силу с 1 января 2018 года», — заявил Ульянов.
Комментируя планы США, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков подчеркнул, что все условия Договора по открытому небу необходимо соблюдать, избегая каких-либо интерпретаций.
«Здесь вряд ли есть место для интерпретаций. Нужно чётко следовать положениям Договора по открытому небу. Любые претензии должны, скажем так, выдвигаться в строгом соответствии с этим договором, потому что у каждой из сторон есть обязательства в соответствии с упомянутым документом», — отметил Песков.
«Дерзкие полёты»
Ранее о намерении Соединённых Штатов ограничить полёты российских военных сообщило издание The Wall Street Journal, сославшись на источники в Пентагоне и Госдепартаменте. Собеседники газеты сообщили, что это ответная мера на нарушения договора со стороны Москвы. В частности, упоминается якобы введённый РФ запрет на полёт над Калининградской областью.
Директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта (МГУ) Юрий Рогулёв в беседе с RT подтвердил, что в американских СМИ действительно существует масса сообщений о нарушениях Россией Договора по открытому небу.
«В средствах массовой информации Соединённых Штатов можно встретить огромное количество упрёков в адрес Москвы. Пресса негодует из-за того, что Россия ограничивает американских военных, а российские наблюдатели спокойно летают над территорией США», — констатировал Рогулёв.
Огромный резонанс в американских СМИ вызвал наблюдательный полёт российского самолёта специального назначения Ту-154М-ЛК-1, который состоялся 10 августа. Заокеанские журналисты и политологи возмутились маршрутом миссии российских военных, который пролегал над секретными объектами США.
Ту-154М пролетел над Капитолийским холмом, штаб-квартирой ЦРУ, авиабазой Эндрюс, секретным правительственным бункером Маунт-Уэзер, резиденцией американского лидера в Кэмп-Дэвиде и даже над гольф-клубом Дональда Трампа в Вирджинии.
В Пентагоне пояснили, что «дерзкие полёты русских» на самом деле не нарушают условия Договора по открытому небу и являются рутинными мероприятиями.
Представитель военного ведомства заверил, что миссия Минобороны России регламентирована и тщательно контролируется.
С 21 сентября ТУ-154М-ЛК-1 возобновил наблюдательную миссию. Ранее военные объекты РФ на двухмоторном шведском самолёте Saab 340 проинспектировали британские наблюдатели. В августе наблюдательные полёты над Россией совершили американские военные.
Регулярный мониторинг
Договор по открытому небу был заключён в Хельсинки 24 марта 1992 года между 27 государствами — участниками Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (с 1995 года — ОБСЕ), включая Россию. Документ вступил в силу 1 января 2002 года. В настоящее время он объединяет 34 страны.
Договор предполагает регулярный мониторинг с воздуха военной инфраструктуры с целью соблюдения действующих соглашений в области контроля над вооружениями. Российские и западные наблюдатели совершают облёт территорий друг друга примерно раз в полтора месяца.
В полётах задействованы военно-транспортные самолёты, на которых разрешается устанавливать разведывательную аппаратуру — фотоаппараты, видеокамеры, инфракрасные устройства линейного сканирования и радиолокационные станции бокового обзора.
Количество полётов утверждается каждый год в рамках системы квотирования. Наблюдающая сторона должна уведомить контрагента о намерении совершить полёт не позже чем за 72 часа до расчётного времени прибытия. Мониторинговая миссия иностранных военных не может продолжаться более 96 часов, а маршрут ограничен 5,5 тыс. км от точки вылета.
Наблюдаемая сторона имеет право запретить осуществление полёта. Однако в течение семи дней она должна отправить письменное объяснение причин своего решения по дипломатическим каналам. Все организационные и спорные вопросы между участниками договора решаются на заседаниях Консультативной комиссии по открытому небу.
Страна-участник обладает правом выхода из договора. Она обязана сообщить о таком решении не позднее чем за шесть месяцев до даты предполагаемого выхода.
В интересах России
Заведующий кафедрой международного права юридического факультета МГУ Алексей Исполинов в беседе с RT обратил внимание, что в Договоре по открытому небу чётко не прописаны ограничения, которые вправе установить наблюдаемая сторона.
«На данный момент мне сложно сказать, как американцы могут обосновать свою позицию в правовом русле, но уверен, что они найдут какие-нибудь расплывчатые пункты или сошлются на требования национальной безопасности. К сожалению, данный договор не прописывает механизм ответственности за нарушения», — сказал Исполинов.
Эксперт полагает, что сохранение договора в большей степени отвечает интересам России. По словам Исполинова, в 1992 году соглашение носило компромиссный характер, но сейчас его смысл мог существенно поменяться.
«Прошла четверть века. Это нормально, что договор мог потерять актуальность для некоторых государств, включая США. Я не удивлён, что американцы будут пытаться его истолковать в свою пользу, но в наших интересах сохранить (документ. — RT) в текущем виде», — подчеркнул завкафедрой международного права.
Комментарии
Комментарий удален модератором