О чём говорят цифры?
На модерации
Отложенный
В 2014 году, будет отмечаться 100-летие с начала Первой мировой войны. Как известно, её канун - 1913-й год, в период т.н. советской власти задним числом был признан апогеем предвоенного благоденствия, и долгое время считался годом -эталоном, датой отсчёта хозяйственных и иных успехов нашей страны в XX веке. Все статистические показатели СССР сопоставлялись с уровнем 1913-го. Отдадим себе отчёт, что для нынешней РФ по ключевым параметрам он является недостижимым маяком.
Век назад на территории России, примерно равной
шестой части земной суши, проживал каждый
седьмой обитатель планеты. Национальный продукт составлял
одиннадцатую часть мирового производства.
Полвека спустя в СССР примерно на той же площади жил уже лишь каждый
тринадцатый землянин – налицо была относительная депопуляция, годы революций и войн сделали своё дело. Зато –
по отношению к текущему среднемировому уровню производительности на одного человека – советские люди трудились почти в три раза производительнее, чем россияне в 1913 году. Сообща они производили
седьмую часть всемирного валового продукта.
Сегодня в России на
девятой части суши проживает лишь
каждый 48-й житель Земли. Мы производим
одну сорок пятую часть мирового продукта – около 2%.
Никакими словами невозможно выразить масштаб подобных катастрофических потерь. Но они ещё не стали поражением. Поражение наступает, когда потери официально признаются состоявшимися, и от их зафиксированного уровня начинает отстраиваться всё стратегическое и текущее планирование.
Ресурсный потенциал, приходящийся на душу российского населения, в 5-7 раз выше среднемирового.
По целому ряду важнейших ресурсов этот отрыв гораздо выше. Например, на 11,5% суши, оконтуренной российскими границами, внутри которых проживает около 2% земного населения, по воле случая пришлось 35% мировых запасов газа, 30% железа и никеля, 40% металлов платиновой группы, 22% лесов, 20% пресной воды.
Наша
удельная фондовооружённость (будем понимать под этим показателем объём производственных фондов [предприятий, зданий и сооружений, объектов инфраструктуры] на душу населения с учётом их сегодняшней технологической производительности.
) примерно соответствует уровню небогатых ресурсами стран Южной и Восточной Европы (типа Португалии, Греции, Чехии и т.п.).
Однако по
национальной капитализации на душу населения мы отстаём от этой группы стран в разы, а от развитых стран Запада уже в десятки раз.
По важнейшему показателю удельной производительности территории (объём ВВП, отнесённый к площади территории страны)
Россия пятикратно отстаёт от среднего уровня по земному шару. И дело тут вовсе не в суровости природных условий. Географические и климатические условия Норвегии и Японии, богатейших стран, едва ли не хуже. Не аргумент и малая плотность населения – в Австралии и Канаде она ещё в 4-5 раз ниже российской. Но удельная производительность их территорий выше среднемировой.
Российская территория используется в 15 раз менее эффективно, чем в США, в 12 раз хуже, чем индийская, и в 8 раз – чем китайская.
К примеру, располагая 10% мировой пашни (в том числе сорока процентами чернозёмов), мы едва производим на них полтора процента глобальной сельхозпродукции.
А если вынести за скобки Европейскую Россию и Урал, то производительность использования Сибири уже в 20 раз ниже среднемирового уровня. Она составляет менее 5% от удельной производительности территорий Украины, Туниса и малонаселенной Финляндии, треть которой расположена за Полярным кругом. Эффективность использования сибирской территории в 340 раз ниже, чем в Германии, в 480 раз меньше, чем в Японии… Вот подлинный, не смазанный аппаратными статистиками масштаб нашего отставания.
Таким образом,
по эффективности использования ресурсного потенциала страны мы уступаем развитым странам в десятки раз. В условиях углубляющегося мирового дефицита ресурсов такое отставание создаёт прямую угрозу суверенитету и территориальной целостности страны.
Выводы делайте сами.
Комментарии