КРЫМСКИЙ ПАЛАЧ ЭПОХИ "БОЛЬШОГО ТЕРРОРА" Л.ЯКУШЕВ
На модерации
Отложенный
Крымский палач эпохи "Большого террора" Л.Якушев
«Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь".
А.А. Ахматова. «Реквием»
Оригинал взят у в Крымский палач эпохи "Большого террора" Л.Якушев, оказывается, потом еще и книжки писал
Читательница моего Живого журнала, , опубликовала у себя недалече весьма и весьма содержательную, полную драматизма, трагизма, горечи, и в то же время интересную запись. Как я понимаю, это заготовка статьи о трагической судьбе ее прадеда, который, подобно многим другим крымчанам, сгинул в жерновах сталинского "Большого террора", называемого также "ежовщиной". В записи процитированы материалы архивно-следственного дела, воспоминания родственников расстрелянного, однако, есть и другая любопытная информация. Тогдашний нарком НКВД автономии, Лаврентий Якушев, затмивший своих предшественников по степени садизма и отмороженности - спустя десятилетия после того, как отсидел пару лет в ИТЛ и был в начале войны амнистирован и направлен партизанить в немецкий тыл, - на склоне лет стал писать книжки. Естественно, жутко героические. Про "подвиги" партизан, разведчиков и подпольщиков. Даже сейчас продаются в интернет-магазинах и на книжных развалах.
И наверняка ходил на парады 9 мая и рассказывал в школах ученикам на "уроках мужества" о том, как он партизанил да "стоял на страже Родины" до войны.
А чем отличился Якушев в действительности, можно прочитать здесь:
http://d-v-sokolov.livejournal.com/583081.html
http://rusk.ru/st.php?idar=58001
http://juliyacoronelli.livejournal.com/1088033.html
http://www.golos-epohi.ru/?ELEMENT_ID=10359
http://www.reabit.org.ua/files/store/Kr.Tom1.pdf.pdf
http://www.golosasibiri.narod.ru/almanah/vyp_4/027_teplyakov_04.htm
И в нижеприведенной записи.
Оригинал взят у в статья получилась очень длинная .... но убийц прадеда я нашла
Убийца
ЯКУШЕВ (БАБКИН) ЛАВРЕНТИЙ ТРОФИМОВИЧ
(1903, с.Александровка Кореневского р-на Курской обл. — 03.1986, Москва). Родился в семье батрака1. Русский. В КП с 08.27 (член ВЛКСМ 1920—1927). Исключен из партии 1960.
Образование: сельская школа, Александровка 1915.
Ремонтный рабочий, станц.Желобовка МКВ ж. д. 06.15—04.20.
http://juliyacoronelli.livejournal.com/1088033.html
Коронелли Джулия Евгеньевна
на фото В.В. Коронеллли с женой
Полностью статья будет выложена после публикации
В июле 1953 года Россия находится накануне больших перемен. Прошло всего три месяца со смерти Сталина, один из ближайших помощников которого Лаврентий Берия арестован и обвинен в шпионаже в пользу Великобритании.
Тогда же в Президиум ЦК КПСС поступает заявление от полковника интендантской службы Якушева Леонида Тимофеевича. Приведем это письмо в небольшом сокращении:
«Заявление по делу антигосударственной деятельности Берия Л. П.
Считаю своим долгом сообщить известные мне факты об антигосударственной деятельности быв[шего] министра внутренних дел СССР Берия, имевшие место задолго до его ареста.
В 1938 году, еще до назначения Берия на работу в НКВД, я был отозван с Украины с должности начальника Житомирского областного управления НКВД и назначен вначале заместителем] наркома, а вскорости наркомом внутренних дел Крымской АССР.
Аппарат НКВД Крыма был сильно засорен чуждыми людьми. Среди оперативных работников было много немцев, латышей и татар, в прошлом троцкистов, националистов и выходцев из враждебной среды.
По прочтении письма остаются ощущение лжи и порочности аппарата НКВД. Кто первым друг на друга успеет настучать, тот и в «дамках», но и того свои скоро «пришлепнут».
Этот донос Якушева при всей своей красоте слов, служит весьма определенной цели: защитить позиции Вячеслава Михайловича Молотова в борьбе за власть.
Дело в том, что письмо написано в 1953 году, а события о которых в нем говорится, относятся к 1937-38 годам. Тогда нацистская Германия не могла «даже думать» о войне с СССР:
Во-первых, не было общей границы между Германией и Россией. Чтобы вторгнуться на территорию СССР надо было сперва пройти через страны: Польшу, Литву, Латвию, Эстонию и Финляндию;
Во-вторых, по оценкам мировой общественности Красная Армия была достаточно хорошо вооружена и укомплектована, и победа над ней казалась делом недостижимым.
Но самое главное у Гитлера были очень сильные враги в Европе: Франция и Англия. Люди тех лет хорошо помнили Первую Мировую войну, длившуюся четыре года, когда западный фронт проходил через Францию. Эти соображения использовал Вячеслав Михайлович Молотов, став в 1939 году наркомом Иностранных дел. Заключая мир с нацистами он рассчитывал, что:
1) Резерва для войны с Россией у Германии нет. Все силы нацистов уйдут на многолетнюю войну с Францией.
2) Россия захватит с разрешения Германии несколько приграничных стран, точнее, вернется к границам 1914 года.
3) Россия получит техническую помощь от Германии и дополнительные торговые контракты. (СССР к тому времени имел большой опыт экономического сотрудничества с США, благодаря которому поднял свою автомобильную промышленность).
Но планам Молотова суждено было провалиться.
Но мог ли в 37-38 годах такой поворот событий предвидеть Якушев? У авторов этой статьи на руках приговор тройки НКВД под председательством Л.Т. Якушева, он вынесен за месяц до встречи с Берией, о которой вспоминает Лаврентий Темофеевич.
«Выписка из протокола № 21
от 27 октября 1938 года
Председатель Тройки: Нарком Внутренних Дел Крым. АССР
Капитан Государственной Безопасности
тов. Якушев
Члены: Секретарь Крым. ОК ВКП тов. Сеит-Ягьев.
Прокурор Крым АССР - тов. Щербань
Секретарь: Нач. 1-го Спец Отдела НКВД Крыма
Мл. лейтенант Госбезопасности тов. Малыхин
Слушали:
След дело № 6758-XI Отд. НКВД Крыма
По обвинению:
Коронелли Виктора Викторовича, 1887 года рожд., уроженца города Феодосии, русского, гражданина СССР, сына подполковника старой армии, бывшего дворянина, при белых организовал портовую полицейскую стражу, до ареста работал плановиком Феодосийского порта.
В том, что:
Является агентом японской разведки куда был завербован в 1923 году резидентом той же разведки Манцеводо.
Собирал и передавал шпионские сведения о расположении в Крыму частей Красной Армии о работе Феодосийского порта.
За свою шпионскую деятельность получил от японской разведки 500 рублей.
Виновным себя признал.
Арестован 1 апреля 1938 года. Содержится в Симферопольской тюрьме.
Председатель Тройки: Нарком Внутренних Дел Крыма. Капитан Госуд. Безопасности /Якушев/
Секретарь Крым ОК ВКПб Сеит-Ягьев
Прокурор Крым. АССР Щербань
Нач. 1 СПО НКВД Крым АССР мл. лейтенант Госбезопасности Малыхин.»
В документе речь идет не о немецких, как пишет Якушев, а о японских шпионах. Почему такое расхождение? Политическая обстановка 1938 года сулила скорую войну с Японией, которая действительно имела место быть в следующем 1939-ом году. Но зачем Японии взрывать Феодосийский порт? Для неё сибирские железные дороги, связывающие Дальний Восток с Уралом и Центральной Россией важны, а не Черное море.
Леонид Якушев выслуживался, отправлял людей сотнями на тот свет, ради очередного воинского звания, ради записи в личном деле.
«Одним из наиболее беспощадных среди амнистированных был Л.Т. Якушев (Бабкин). Работая с октября 1937 г. по февраль 1938 г. начальником УНКВД по Житомирской области и получив за усердие орден Красной Звезды, он «лично принимал участие в избиении заключённых, приговорённых к ВМН, в сожжении 11 заключённых. По его приказу заключённые сами копали себе могилы. 200–250 связанных заключённых ставили в очередь и расстреливали на глазах других заключённых». Также Якушев санкционировал конфискацию у арестантов ценных вещей и хорошей одежды без составления квитанций; по его приказу сотрудники «занимались вытаскиванием кирками и клещами золотых зубов изо рта трупов расстрелянных.
Давайте сравним палача и его жертву – Виктора Викторовича Коронелли. Человек он был яркий, веселый, наделенный литературным и актерским талантом. В 1911 году, он вместе с братом выпускал газету «Феодосийские новости». Причем, согласно следственным материалам, родной брат Леонид по документам был испанцем, родная сестра Валентина – тоже испанского происхождения. Сама фамилия Коронелли восходит к последнему раввину Сеговии Фернандо Перес Коронель.
Вот воспоминания Татьяны Яновны Коронелли невестки Виктора Викторовича Коронелли опубликованные многие годы спустя в газете «Вятская речь»:
«[…]Газета «Вятская речь» уже печатала ее воспоминания об О. Л. Книппер-Чеховой о телефонном разговоре с замечательной артисткой. Сегодня мы публикуем рассказ Т.Я. Коронелли . (…) Он родился в Крыму, г. Феодосия, в 1892 году (предположительно).
Как мальчиком рос с незаурядными способностями, так и в последующей жизни способности его и талант росли, расцветали, совершенствовались. […]Жена Виктора Викторовича, Александра Георгиевна, была домашней хозяйкой, отличным удивительным товарищем мужу. Мой муж был старшим сыном [Виктора Викторовича – прим. авторов], Ростислав Викторович родился в 1912 году. К нему домой стремилось много молодежи, так как Виктор Викторович был их кумир. Всегда находил время для товарищей и подруг сына. Спорт на земле, на воде, увлекательные рассказы своего сочинения, песни, смех, юмор, всевозможные шутки. Виктор Викторович был другом Ивана Поддубного.
Вспоминает о деде дочь Ростислава Викторовича Коронелли Елена Ростиславовна Панченко (1944 года рождения):
Когда Виктор Викторович был уже солидным человеком, он носил очень дорогие часы. Ни у кого во всем городе таких и быть не могло. Однажды, рано утром, выйдя на прогулку с собакой, он повстречал молодого человека, который любезно поинтересовался: «Который час? А то мои часы сломались». И при этом показал ему свои часы. Виктор сразу узнал свои часы в руках незнакомца: сначала он остолбенел, потом кровь ударила ему в голову и не разбираясь в деталях, он так отдубасил молодого человека, что тот еле ноги унес. Злой он вернулся домой и обратился к жене: «Саша, ты представляешь, какая наглость. Только, что у меня хотели украсть часы. И мало того, что украсть, еще и в лицо ими ткнули.» «Витуся, твои часы лежат на камине». И вправду на камине лежали его часы. Долгое время, до сумерек Виктор бегал по городу, в поисках незнакомца, чтобы вернуть ему его вещь и попросить прощения. Но так и не нашел».
«Однажды из порта он принес поросеночка. Свинья умерла при родах, и молодые поросята были обречены. Жена Александра выкормила бедную хрюшку, разместила ее в коридоре, сшила для неё подушечку, на которой она спала, как собака.. Один раз подушка пропала. Свинья бегала ночью по всему дому и дико визжала, не давая спать, плакала требуя обратно свой «домик». Домочадцы тоже бегали по дому и искали её подушку. В конце концов, все закончилось хорошо. И хрюша уснула на своей любимой подушке. По тем временам, свинья – домашнее животное, было что-то неслыханное. Это спустя сто лет стало модным, благодаря веянию американской моды».
И совсем не анекдотично звучит история о последних минутах жизни Виктора Викторовича Коронелли:
«Он долго не сознавался. Он просидел полгода, но виновным себя не признал. Тогда его подвергли пыткам: заставили двое суток стоять. (Так рассказывала его дочь Валерия Викторовна Коронелли 1918 года рождения). Ей было тогда 20 лет. Её брат Ростислав не пускал к окну, когда их отца выводили на расстрел. Он не мог идти, так распухли ноги. Конвойный толкал его прикладом в спину. Валерия после этого всю жизнь завязывала закрытую на замок дверь на ночь веревкой, боясь не прошенных гостей. Хотя все прекрасно понимала. Сама над собою смеясь: «Что я делаю? Кому надо и так пристукнут.»
И вот тысячу таких замечательных людей, как Виктор Викторович убил Якушев. Боялся ли Якушев суда? Нет, он отсидел за эти убийства два года и новое наказание для него было бы заведомо незаконным. Оглядывался ли он, выходя из подъезда, не караулят ли его родственники убитых? Конечно, же нет. Мучили ли его муки бессонных ночей, как булгаковского персонажа генерала Хлудова? Нет. Не было у него совести, и вряд ли она к старости лет обнаружилась, а что у него было, так это богатая фантазия и литературный дар.
В конце жизни он издал две книги в издательстве ДОСААФ книгу «След Кометы» о разведчиках в годы Второй Мировой Войны. Посмертно была издана книга «Последний рейд «Тигриса-2».
Книги убийцы-Якушева продаются в книжных магазинах и сейчас.
Что еще вероятно было – так это уроки в школе, где он рассказывал детям о своей «героической» молодости, как боролся с фашистскими диверсантами накануне войны. Такие уроки были в каждой советской школе. И ученики слушали, относясь с уважением – благодарили. В людях воспитали самое страшное – лицемерное равнодушие к убийцам и насильникам.
Джулия Коронелли 2013. 23. марта. Москва
Комментарии