По следам наших обсуждений...
На модерации
Отложенный
Чуть более недели назад мы принимали участие в обсуждении статьи Алексея Слободского "Кипение масс". Судя по тому, что это кипение, хоть несколько поостыло, но еще продолжается, хочу предложить вашему вниманию статью, очень уважаемого мной, писателя Захара Прилепина, который тоже не обошел вниманием эту тему. Может именно его мысли и поставят конечную точку в этой истории.
Итак:
Захар Прилепин
"Агония его Матильды"
фото: kinopoisk
Либеральная общественность в очередной раз веселит. Мы взрослые люди и отлично помним, что за словеса звучали особенно назойливо в годы перестройки и прочей демократизации. Стоял тогда плач российских демократов о том, что "русский народ Бога забыл", что "дорога к Храму заросла" — я слышал все эти патетичные и блудливые речи, от которых меня, признаюсь, воротило — исключительно на эстетическом уровне. Если у вас что-то заросло — идите и займитесь прополкой. Или отвечайте исключительно за себя: я вот забыл дорогу к Храму, пойду искать. Зачем о других.
Меня самого, родившегося в семье коммуниста, крестили в 1975 году, в храме деревни Казинки Скопинского района Рязанской области — он и тогда был открыт, и сейчас. Иконы и Священное Писание в деревенском нашем родовом доме были всегда.
Но раз сказали, что "забыли" и "заросла", — надо было вспоминать. Начали вспоминать.
Ещё для либерального дискурса характерны были непрестанные, перманентные, многолетние увещевания о необходимости национального покаяния за все прегрешения советской власти — в том числе за убийство царской семьи.
Ну так вот оно, милые мои, — пришло покаяние, вы ж этого хотели: ходят русские люди то туда, то сюда с портретом государя, широко крестятся, требуют "Матильду" запретить. Если это не покаяние — то что?
Это разве не вы, либеральные деятели, четверть века рассказывали о том, как отвратительны большевики, как чудовищны, в какой тупик они завели Россию, которую мы потеряли — и в которой было так хорошо, так воздушно, так ароматно. Наснимали об этом тысячи фильмов, написали сотни книг, накропали десятки тысяч самых низкопробных и манипулятивных телепрограмм и передач.
Фото: kinopoisk
И вот вам результат: народ, по крайней мере какая-то его часть, снова возлюбил своего государя. Нечего жаловаться теперь, за всё прилетает ответочка. (И за вашу майданофилию тоже прилетит, но попозже.)
Что, собственно, до нас — то мы тут советские дети, детей императора нам жаль, а государя мы почитаем как мученика, а не как праведника, посему имеем своё мнение и касательно режиссёра Алексея Учителя.
Я очень люблю режиссёра Алексея Учителя. И как человека, и как мастера.
Я даже могу уточнить, когда именно я полюбил его, как режиссёра, и когда — как человека.
Однажды в каком-то стародавнем году, лет чуть ли не двадцать назад, пошли мы с женою в маленький, человек на сто, нижегородский кинотеатр смотреть фильм "Дневник его жены".
Российское кино того времени последовательно вызывало стойкое отторжение, и ничего хорошего мы не ждали.
Но когда фильм окончился — весь зал поднялся и стал аплодировать. И мы тоже, искренне и восхищённо.
Собравшиеся в зале никому не были должны: ни авторов фильма, ни актёров, как вы понимаете, среди нас не было — более того, создателям фильма никто и рассказать не мог о нашем порыве.
Но мы поднялись и аплодировали — все как один.
Такое было со мной единственный раз в жизни.
Это был первый фильм Алексея Учителя, который я видел.
Потом я посмотрел "Прогулку" и "Космос как предчувствие" и некоторое время пребывал в убеждении, что Учитель вообще лучший режиссёр в современной России. Я и по сей день считаю, что он снял несколько удивительных фильмов — как минимум три.
Фото: РИА "Новости"
Чтобы иметь цельное представление об этом режиссёре, я разыскал его самый первый фильм — "Мания Жизели" — и тоже остался доволен; хотя то, что этот фильм — первый в фильмографии Учителя, как автора художественных фильмов, было всё-таки заметным.
"Пленный, о событиях в Чечне, воспринимался чуть сложнее, но в любом случае Учитель взялся за тему, за которую не брался фактически никто — и кино его точно не было приговором "российской военщине" — что ценно, что на тот момент вообще было удивительно.
Аляповатый "Край" того же автора не вызвал у меня и малой доли тех эмоций, что вызывали первые фильмы Учителя; впрочем, там было несколько забавных моментов, и вообще, что самое важное, в работах его в целом отсутствовало столь характерное для недавних времён желание выставить счёт русскому народу и оттоптаться на проклятых большевиках. Учитель ставил перед собой несколько более сложные задачи — вне зависимости от того, справлялся он с этим или нет.
В конечном итоге работал он искренне и разносторонне — словно голливудский режиссёр, какой-нибудь, к примеру, Аронофски: то есть Учитель мог снять и лирическую комедию, и серьёзный фильм о русском писателе, и масштабный истерн, и боевик, и что хотите.
А, как человека, я его полюбил при следующих обстоятельствах. На заре десятых годов, подразочаровавшись в либеральной интеллигенции и её способности к диалогу, я написал программный текст "Письмо товарищу Сталину", который наделал жуткого шума.
(Кто не читал и хочет прочитать это письмо, сможет по этой ссылке - https://svpressa.ru/all/article/57411/ )
По поводу этого текста то ли уже бывший, то ли еще действующий министр культуры Михаил Швыдкой отказал мне в праве называться русским писателем, вся прогрессивная общественность дружно (с той же степенью ярости и небывалого единения, как ныне противники "Матильды") обвинила меня в сталинизме и ксенофобии, писатель Быков назвал моё письмо "глупым", Вероника Долина обратилась к своим товарищам и слушателям с просьбой мне "набить морду", Игорь Иртеньев пообещал это, хм, сделать, Матвей Ганапольский сказал, что любое приличное издание должно отказать мне в сотрудничестве, и журнал "Огонёк" с Лошаком во главе — отказал мне, а я там трудился уже несколько лет, ну и так далее — все на свете пархоменки вскрикивали и размахивали крылами. Кстати, тогда мне впервые дали от ворот поворот мои зарубежные партнёры: немецкие агенты, зазывавшие меня на очередные презентации, отписались, что дела со мной больше иметь не будут.
Жуть что творилось, в день выходило по десять статей и по сто постов с общим посылом, что я ничтожество рода человеческого.
Я тогда уехал в керженскую свою деревню и сидел там, молча глядя на воду в реке.
Из всех моих многочисленных именитых знакомых поддержали меня, кажется, два или три человека: Никита Сергеевич Михалков позвонил и ещё Михаил Леонтьев (да, кстати, это именно он звонит мне в том знаменитом ролике с Навальным и поздравляет).
Велико же было моё удивление, когда третий звонок раздался от Алексея Учителя. В своей очаровательной неспешной манере он пригласил меня… выступить с завершающим словом на очередном, проводимым Учителем фестивале в Санкт-Петербурге.
С полминуты я молчал.
Потом спросил:
— Алексей Ефимович, такой шум стоит, вас… ничего не смущает?
— Захар, перестаньте, — сказал Учитель. — Приезжайте, я вас жду.
Я приехал и выступил; завершающее моё слово, кстати, было о чувстве Родины, о моём неприятии космополитизма.
Несколько человек вышли из зала в знак протеста, одна дама после моего выступления нашла меня и, стоя рядом, куда-то в пустоту громко говорила всякие гадости; публика в основном косилась и пугливо обходила меня стороной.
Алексей Ефимович меня нашёл, обнял и сказал, что выступление было отличным.
Короче, он безусловно симпатичен мне — и по этой причине, и по многим другим, здесь не указанным.
Однако, даже если бы я не знал его вовсе, я был бы в той же, что и сегодня, степени озадачен всем происходящим.
Получается так, что государь Николай II — лицо у нас неприкосновенное. И хочется спросить: а только в кино он неприкосновенен или вообще везде и всюду — в театре, там, в книжках, в опере, в фигурном катании?
Фото: wikipedia
Скажем, если изображать его возможную связь с балериной — запрещено, стоит ли показывать связь его с Ходынкой или с "Кровавым воскресеньем"? Лично у меня, не знаю, как у вас, есть смутное ощущение, что эти две трагедии накладывают несколько более мрачный отпечаток на фигуру государя, чем его гипотетическая любовная интрига (была она или нет).
Начнём ли мы запрещать с дня нынешнего все иные картины, где Николай II был изображён критическим образом? К примеру, будет ли наложен запрет на показ классической картины Элема Климова "Агония"?
Что нам, наконец, делать со стихами Константина Бальмонта "Кто начал царствовать — Ходынкой, / Тот кончит — встав на эшафот". Извлечём ли мы этого поэта, русского эмигранта, классика символизма из университетских программ? Равно как и все иные антимонархические высказывания русских поэтов, от Пушкина ("Кишкой последнего попа последнего царя удавим") до Блока и Фёдора Сологуба ("Стоят три фонаря — для вешанья трёх лиц: / Середний — для царя, а сбоку — для цариц"), потому что всякое из этих высказываний может быть расценено как косвенное (у Пушкина) или прямое (у Сологуба) неуважение к фигуре Николая II.
Как далеко мы пойдём в этом направлении?
Пётр Вяземский, к примеру, находил описание Александра I в романе Толстого "Война и мир" карикатурным и неправдоподобным. А если мы Александра вдруг канонизируем? Что тогда? Как быть с Толстым? Сделаем купюры в его тексте — как делают украинцы в случае с повестью "Тарас Бульба" Гоголя?
Или не стоит Толстого и Гоголя равнять с Учителем? — как сейчас мне наверняка скажут.
А у нас что, для всех будут разные правила?
Мне это не нравится.
Вам не нравится фильм, мне не нравятся попытки навязывать одну и единственно верную точку зрения на историю России — давайте остановимся в этой точке.
Это и есть свобода. Вы вольны высказывать свою точку зрения, я вот высказываю свою.
Не для того каялись и искали дорогу к Храму, чтоб выломать кол из забора и пойти бить непохожих на нас. Иначе опять придётся каяться и ещё какую-нибудь дорогу искать.
У нас была советская власть, правая во всём до степеней удивительных. У нас были демократы у власти, на поверку оказавшиеся сектантами, признающими только свою правоту.
Ну сколько можно уже. Давайте как-то иначе попробуем.
У нашей страны есть один сосед, где огромная часть населения двинулась рассудком от осознания своей небывалой исторической правоты.
Не надо так делать. Это плохой пример.
Комментарии
Видела почти все его фильмы. Даже если бы не было этого ажиотажа вокруг "Матильды", все равно бы пошла смотреть эту картину, потому что я люблю хорошее кино.
Не знаю, что сделал Учитель из этой истории, но"ревнители нравственности", из этой истории сделали грязь и мерзость.
Про роман царя с балериной узнала ещё в далёкой молодости.
И что?
Да ничего.
В СССР по этому поводу никто с ума не сходил.
Почему?
А государство тогда жёстко установило дистанцию от церкви.
Эти страсти с фильмом вызывает только смех.
Мне не нравится,что стало модно шельмовать ,.всенародно". Не смотрел, но осуждаю.
Я помню,что меня очень впечатлил его фильм ,,Край " с Машковым . Очень глубокий фильм .
Хорошо, что государство применило власть к слишком ретивым хранителям ,,веры". Не думаю,что к настоящей вере их деятельность имеет отношение .
;-I
А этот самый Владимир Васильевич Стасов утверждал, что русское православие и русская православная церковь это далеко не одно и тоже. Христианство пришло в Россию из Византии, когда у неё уже была своя культура. А особенно укрепилась РПЦ с пришествием на царствие династии Романовых. Недаром избрание Михаила Федоровича произошло на Земском Соборе, прошедшем в церковных стенах, в кремлевском Успенском соборе, а его отец Федор Никитич стал патриархом Филаретом.
Есть у Рождественского прекрасные стихи.
Над головой созвездия мигают.
И руки сами тянутся к огню.
Как страшно мне, что люди привыкают
Открыв глаза не удивляться дню!
Существовать. Не убегать за сказкой.
И уходить как в монастырь в стихи.
Ловить Жар-Птицу для жаркого с кашей.
А Золотую Рыбку для ухи.
Мир застыл над своим корытом и тупо чавкает, периодически перемежая чавканье воплями о том, как всё ужасно и как всем плохо. Потеряны смыслы. Одни суррогаты. Этой унылой серости нужна встряска. По всей видимости, они ее получат...
Сегодня прочла комментарий Дениса Мацуева и меня немало удивило- его коммент на тему фильма "Матильда" схож с моим.
Вступление, считай, мое!
"Мне уже задавали подобные вопросы, искренне не понимаю, что тут комментировать и это не попытка уклонится от ответа. Всегда говорю прямо , если есть что сказать. Как можно требовать запрета фильма, который никто не видел? Очень хочу посмотреть "Матильду" и составить собственное мнение."
И я о том же написала, согласившись со статьей Прилепина.
Коля даже не дал понять, что видел мой коммент.
Увидела, что нет плюса или минуса- несогласие и сочла, что ты обошел меня, причем одну. Обидчивая я. Ты даже мое имя забыл. :))
p.s попробую, напиши что-то в своем стиле- порадуй читателей?
Зачем патриарх ездил в Англию на прием к королеве.
Читала, что американская ФРС, где находиться царское золото хотят вернуть это золото только потомкам Романовым
Еще Собчак нашел Машу с сыном в Италии, притащил её в Россию, вокруг неё куча поклонников, говорят Медведев предложил ей свой самолет для путешествия по России. Теперь от неё отказались., но не отказались о поисков других родственников.
Наш уважаемый Дроздов участвует в этой комедии, раздавая всякие звания и награды.
Оправдываю его возрастом.
Многие так хотят графами, не меньше
Персонажи Мольера.
---
Полностью согласен!
Поэтому я и не выступал против этого "исторического" фильма. В Улан-Удэ будет в свободном прокате этот фильм, и я ОБЯЗАТЕЛЬНО на него схожу.
Каждый художник выражает свои мысли по-своему. Кто-то прибивает свои причиндалы к мостовой, кто-то заталкивает курицу в определенное место, кто-то снимает фильмы, кто-то собирает малолеток с надувными уточками... У каждого свои тараканы.
Николай не предал свою страну. Дабы успокоить волну недовольства, поднятую проплаченными особями, он передал власть своему брату, ради успокоения волнений.
Он не убежал из страны, как Янукович. Он не перевел средства в зарубежные банки как Березовский, он не стал заигрывать с новой властью как Чубайс. Он просто отстранился.
Он не был святым при жизни, но он смертью заслужил уважения, так-же как и Матросов, Гастелло, Зинатов.
Да что тут говорить, надо просто посмотреть саму "Матильду". Если там будет порнуха во имя жвачной публики или чернушное искажение фактов во имя публики, истекающей желчью, фильм мне точно не понравится. Но... посмотрим :)))))