Приватизация 90-х – по сути, грандиозная диверсионная операция с привлечением туземного населения

На модерации Отложенный

Экономикой называют то, что в человеческом социуме создается специально для того, чтобы добывать, производить и распределять материальные средства существования. Это “хозяйственная экономика”. Еще экономикой называют денежные инвестиции с целью приобретения прибыли. Эти инвестиции охватывают не только сферу хозяйства, но также культуру, спорт, медицину, науку и т.д. Это “денежная экономика” или “бизнес”. Бывает так, что происходит прирост денежной экономики в то время, как происходит упадок экономики хозяйственной. Возможно также, что хозяйственная экономика прогрессирует, а денежная находится в состоянии упадка.

Экономика развитых стран содержит в себе как хозяйство, так и бизнес. Но при этом может доминировать какой-то один аспект. Классическим образцом доминирования хозяйства может служить советская экономика. Классическим образцом доминирования бизнеса является западная экономика. Первая, разумеется, использовала и денежный механизм, а вторая охватывает и сферу хозяйства, но между ними имеются качественные отличия.

Советская экономика складывалась в течение многих десятков лет как совокупность государственных и общественных первичных производственных структур, фрагментированных и экономически зависимых, изначально рассчитанных не на рентабельность, а на удовлетворение материальных и хозяйственных потребностей государства, функционирующих в соответствии с его планами, образующих единое хозяйственное целое. Выполняющих, вдобавок, многочисленные социальные не-деловые функции. Конечно, эти первичные структуры имели какую-то автономию в своей жизнедеятельности, но в основном они были ограничены задачами советской экономики в целом. Над ними возвышалась разветвленная иерархическая структура из учреждений власти и управления, которая обеспечивала их согласованную деятельность - она была своего рода нервной системой советской экономики. На Западе все это именовали “командной экономикой” и считали величайшим злом.

Организуемая и управляемая сверху советская экономика имела целевую установку, во-первых, обеспечить страну материальными средствами, позволяющими ей выживать в окружающем мире, сохранять независимость, по возможности двигаясь “в ногу с прогрессом”. Во-вторых - обеспечить граждан средствами существования. В-третьих, обеспечить всех трудоспособных работой, как основным и единственным источником средств существования. В-четвертых, вовлечь все трудоспособное население в трудовую деятельность в первичных деловых коллективах.

Отсюда следуют ее отличительные признаки: во-первых, преобладание социально-политических соображений при решении экономических проблем. Это касается распределения бюджета, установления цен на массовые продукты, шкалы заработной платы, состава продукции, районирования предприятий и т.д. Во-вторых, ориентация на удовлетворение фундаментальных нужд населения и решение самых важных для выживания страны проблем. Препятствование производству продуктов сверх необходимого и разрастанию паразитарных явлений, тенденция к дефициту средств потребления. И, в-третьих, необходимость централизованного управления и планирования деятельности, начиная с первичных производственных структур и кончая экономикой в целом.

Принято считать, будто экономика западного общества является высоко эффективной, а советская – неэффективной. Но с научной точки зрения такое мнение бессмысленно. Для сравнения двух различных явлений нужны четко определенные критерии. В зависимости от выбора таких критериев и выводы могут оказаться различными. Экономические критерии основываются на соотношении затрат на какое-то дело и его результатов. Социальные критерии основываются на том, в какой мере деятельность предприятий соответствует интересам общества или его части. Главным здесь является не экономическая эффективность отдельно взятых предприятий, а интересы целого, причем не обязательно экономические. Например, советские предприятия должны были обеспечивать работой и тем самым давать источники существования максимально большому числу людей, в принципе исключая обычную для Запада безработицу.

Либерал-реформаторы, заполучив политическую власть, решили превратить советскую экономику в экономику западного типа, не понимая на научном уровне ни ту и ни другую. Причем, следуя лишь наставлениям, а фактически - приказам западных наставников. А последние подсказывали им такие идеи, реализация которых осуществлялась сугубо в интересах Запада.

Совокупность этих идей и мер по их реализации характеризуется одним словом - приватизация.

Что такое приватизация? Это - превращение материальных объектов, прав заниматься какой-то деятельностью и доходов от нее, бывших собственностью и правами государства, в собственность и права частных лиц. Приватизация – это не возникновение частной собственности и частного предпринимательства, а именно превращение общественной собственности в частную. Когда заводы, учебные заведения, больницы, квартиры и т.п., созданные в советские годы как государственные, становятся собственностью частных лиц.

Приватизация имеет место и в западных странах. Например, во Франции приватизировали некоторые автомобильные заводы, в Германии - почту, а в США - даже некоторые тюрьмы. Важно иметь в виду, что в западных странах подавляющее большинство предприятий являются частными. А те немногие, которые являются государственными, создавались и функционировали по социальным законам экономики с доминированием частного предпринимательства. На Западе приватизация государственных предприятий не меняет типа экономики и общей ситуации в ней. Как правило, рядовые граждане ее даже не замечают.

Иначе обстояло дело с приватизацией в РФ. Она коснулась экономики советской, в которой почти все предприятия были государственными. Приватизировались предприятия и целые сферы хозяйства, совершенно не приспособленные к условиям частно-собственнической и частно-предпринимательской экономики. Волевым решением власти стали создавать некое подобие западной экономики не путем инвестиций капиталов в создание новых предприятий, а путем захвата готовых советских предприятий частными лицами.

Этому процессу придали видимость “экономической реформы”, тогда как на самом деле это была не экономическая операция, а уголовная - грабительский захват общественных богатств государства, разгромленного в войне нового типа. Фактически - узаконенное мародерство, воровство, награда за предательство и т.д. Разговоры о некоем “первоначальном накоплении капитала” были всего лишь жульническим прикрытием и оправданием военного “сбора трофеев”.

Будучи в здравом уме, невозможно поверить, будто реформаторы действительно считали, что приватизация приведет к подъему российской экономики на уровень западных стран. Их западные советники прекрасно понимали, что приватизация неизбежно приведет экономику бывшего СССР к краху, чего и хотели на Западе. Приватизация была осуществлена, по сути, как грандиозная диверсионная операция с привлечением туземного населения. Население РФ разделилось на поддерживаемых извне грабителей и местных ограбленных.

Новая постсоветская экономика стала создаваться не путем трансформации советской в западную, что было исключено в принципе, а путем преднамеренного разрушения первой и создания из ее материала некой пародии на вторую. О каком-то превращении здесь правомерно говорить в такой же мере, в какой построение нового дома на месте и из руин разрушенного есть “перестройка”.

Постсоветская экономика РФ находится в стадии формирования, но основные черты ее вполне видны и сейчас. В отличие от западной, она инвестиционная лишь частично, поскольку изнутри инвестировать некому, государство РФ - нищее. Встав на путь приватизации, оно одновременно оказалось ограбленным и соучастником своего же грабежа. Оставшись частичным собственником крупных предприятий и отраслей, созданных в советских условиях, не рассчитанных на бизнес в западном духе, оно оказалось полностью зависимым от Запада.

Экономика РФ утратила экономический суверенитет. На уровне крупных предприятий она превратилась в придаток западной экономики. На уровне средних и мелких предприятий доминирующими являются предприятия сферы обслуживания - мелкая торговля, рестораны, посреднические конторы, агентства, учебные заведения и т.п. Одним словом - непроизводительные предприятия. На вершине россиянской экономической пирамиды хозяйничают “олигархи”, сросшиеся с чекистским государственным аппаратом - гибрид сверхгосударственной и сверхэкономической власти. То есть отдельные признаки общества западного типа в РФ “гармонично” сочетаются со всеми признаками, присущими западной сырьевой колонии. Не видно только обещанного реформаторами расцвета и подъема на уровень “цивилизованных” стран.