Квартирный вопрос до революции или откуда пошли "шуваловские пеналы"
На модерации
Отложенный
От очень не умных антисоветчиков до сих пор можно слышать разного рода проклятия в адрес советской власти, не успевшей решить жилищный вопрос в стране неким идеальным образом. Особенно эти люди любит поминать к месту и не к месту т.н. "сталинские бараки" или двухэтажные деревянные дома, построенные в период сталинской индустриализации и до сих пор стоящие во многих городах страны.
Эти не умные люди просто не понимают то состояние с жильем, которое досталось советской власти в наследство от дореволюционной России. Немного подробностей от британки Кэт Кример:
В самом начале двадцатого века российские рабочие кучковались в сырых и холодных земляных постройках и казармах с лежанками и полатями, по два-три человека на каждую. В 1912 году 24 500 малогабаритных квартир в Москве вмещало невероятное число людей -- 325 тысяч. В том же самом городе были расположены поместья дворян и дома буржуазии, в каждом из которых проживало по одной семье. По сравнению с остальными, такие дома казались дворцами и их площадь иногда достигала несколько сотен квадратных метров на человека.
В настоящее время для того, чтобы определить, что помещение перенаселено, принято считать сколько человек приходится на одну комнату. Но в некоторых промышленных районах царской России более чем половина фабричных рабочих вовсе не имело никаких комнат!
“Согласно специальному расследованию, проведенному в Санкт-Петербурге в 1908 году, только 40% рабочих текстильной промышленности жили в отдельных комнатах; остальные ютились в переполненных бараках, где у них были койки. В среднем рабочая семья имела в распоряжении около 3 квадратных метра жилой площади. И это в Санкт-Петербурге, где рабочие жили в относительно лучших условиях, чем в иных местах.”
В 1913 году условия жизни изменились незначительно. 58% рабочих жили в общежитиях, которыми владели фабриканты. Обычно под этим также подразумевались казармы с лежаками, расположенными двойными рядами. Подобные условия существовали в традиционных промышленных районах, например, в центрах текстильной промышленности условия жизни обычно были настолько отвратительны, что в одной комнате могло обитать до 40 рабочих, которые спали на лежаках, занимая площадь всего 1,5-2,5 кв м на человека.
В 1914 году, в то время как 5 тыс удобных квартир пустовало в центре Москвы, в городе и пригородах находилось 27 тыс квартир-спальных комнат, где помещались только отдельные кровати.
Учитывая, что более 300 тыс человек жили в таких помещениях, можно предположить, что в каждой комнате находилось в среднем около десятка человек.
Муниципальные сооружения также отличались примитивностью: в 1916 году система обеспечения питьевой водой существовала только в 200 из 1084 городов страны, и только 10% домов в этих городах были подключены к системе. В 23 городах была центральная канализация, но только 3% домов были подключены к ней, и только 5% жилых помещений в городах были электрифицированы; при этом всего в 134 городах было какое-либо электрическое освещение на улицах.
Невыносимая теснота не была привилегией города: на селе капитализм также открыл шахты и построил заводы не только с передовой техникой, но и с передовой формой человеческой деградации и прозябания. Путешественник из Англии (позднее он приезжал в Советскую Россию) оказался на одной из фабрик в лесу, в двадцати милях от небольшого городка под названием Владимир; он вспоминал, что “о профсоюзах даже не было речи до революции. Любая форма взаимодействия между рабочими, даже для просвещения и досуга, была запрещена. Я наблюдал огромные бараки, в которых они ютились. Каждой семье было отведена узкая, но высокая каморка* (потому что это нельзя было назвать комнатой), освещенная светом из маленького окошка, находящегося в самой верхней части стены. Часто семь или восемь пар легких дышали в стенах этой каморки, таким образом можно было подумать, что объем помещения на человека составлял 7 куб футов. Фабрика была хорошо освещена электричеством. В бараках же не было искусственного освещения и санитарные условия нельзя передать словами”.
---------------------------------------------------------------------------
То есть тогда рабочие жили примерно также, как живут гастарбайтеры из Средней Азии, приехавшие на заработки в Россию. Тогда, как россияне в общем и целом все живут в довольно сносных жилищных условиях, доставшимся им в наследство от "проклятой" Совесткой власти. В отдельных квартирах, в тепле и с водопроводом и канализацией.
* - вообще, это напоминает нынешние т.н. шуваловские пеналы, то есть квартиры-студии площадью 18-24 кв. метров вытянутой конфигурации. То есть спустя 100 лет вернулись к тому, от чего горожане ушли при Советской власти.
Комментарии
5 стервинг-фунтов тогда были, примерно, как 30 рублей. 1 фунт - 6 рублей. Рубль был очень дорогим. Его заработать было очень трудно.
Естественно, в СПб, как сейчас на Москве, цены на питание и прочее были много дороже, чем в остальной России, включая Москву. Тут и факторы климата, и прочая...
Почти все приезжие работники из деревень снимали угол или койку в большом помещении, типа казармы, как показано на снимке. Это правда. Работали и посылали деньги семьям, как сейчас таджики и хохлы...
Кто не верит, почитайте хоть Чарльза Диккенса... Жилищное строительство в Лондоне и строительство общественных бань (!) начались после указа короля Георга Пятого в 1919 году. До тех пор мылись, охолоняя себя из тазика в тёплые дни, а зимой... А сколько её, этой зимы-то?
Жилищное строительство в 1919м началось не от человеколюбия, а по нужде: сложилась предреволюционная ситуация. Пришли солдаты с войны, а жить и мыться негде. Это в Лондоне! А на периферии это дело продвигалось, как всегда, с опозданием.
Дома строили в один кирпич, без фундаментов. Внизу холл и кухня с кладовой и туалетом, наверху - 2 крошечные спальни. Боковые стены - общие с соседями. Маленький внутренний садик, где играли дети, стирали и сушили бельё (климат позволяет). Именно в таких домах жили битлы. Что больше - это уже не для простых людей...
Вот например; С. Н. Прокопович Бюджеты петербургских рабочих (по данным анкеты, произведенной 12-м (содействия труду) отделом ИРТО), 1909 г. между прочим министр торговли и промышленности у временных
"...Как мы указывали, средний бюжет петербургского рабочего колеблется между 300—500 р. Поэтому для петербургского пролетариата наиболее типичны те жилищные условия, в которых живут две бюджетные группы: расходующие от 200 до 300 р. и от 300 до 400 р... Следовательно, около 70% одиноких рабочих и 43% семейных живут в угловых квартирах. Что представляют из себя эти угловые квартиры, можно видеть из след. их описания, данного санитарным врачом А.Н. Рубелем:
«Самой выдающейся чертой этих квартир, всегда обращавшей на себя особенное внимание санитарного надзора, является чрезмерное переполнение их жильцами, местами достигающее ужасающих размеров. Ни квартирные хозяева, ни сами жильца при размещении по комнатам никогда не соображаются с объемом, с кубическим содер...
Всего мною подробно исследовано и описано по карточкам 100 квартир. В каждом отдельном случае определялось, сколько воздуха приходится ...
и об этом писали отнюдь не большевики.