Россия повторяет путь США, но... на 200 лет позже!

На модерации Отложенный

«Наряду со вспышкой патриотизма в стране происходила промышленная революция, благодаря которой будет построена независимая национальная экономика, покончившая с зависимостью от иностранного импорта всего самого необходимого».

Это не мои слова и не мои характеристики.

Ну, то есть характеристики и мои тоже, но они подтверждены из независимого источника.
Так описал самый конец XVIII-начало XIX века в США историк Роберт Римини в книжке под названием «Краткая история США».
Данный период истории США аналогичен тому, который переживает Россия сегодня.

Да, мы отстаем на 200 лет.

Но все очень похоже!
Особенно важно, что эту похожесть можно проиллюстрировать цитатами из книги историка, который ничего не знает о моей теории циклов социального развития.

Роберт Римини не подозревал, что происходившее в США на рубеже XVIII/XIX веков должно хоть как-то напоминать события и процессы в России начала XXI века.
Но написал именно эту фразу, характеризующую период в целом:
«Наряду со вспышкой патриотизма в стране происходила промышленная революция, благодаря которой будет построена независимая национальная экономика, покончившая с зависимостью от иностранного импорта всего самого необходимого».

Россия действительно отстает в своем историческом возрасте от Англии.

Английское государство, продолжением которого сегодня является Великобритания, возникло на 200 лет раньше российского.

США – это отдельная ветка английского государственного дерева.
До своей борьбы за независимость американцы имеют общую историю с Великобританией, после – отдельную, свою собственную.
Но при этом история Англии до 1770 года остается фактически также и историей американцев.
А в дальнейшем они наследовали ритмы и циклы английской социальной системы, английского государства.

Так вот, период истории России, начавшийся в 2014 году, аналогичен периодам истории Великобритании и США, начавшимся в 1797 году.
Сходство некоторых событий и процессов просто бросается в глаза.

Третий раз приведу эту фразу:
«Наряду со вспышкой патриотизма в стране происходила промышленная революция, благодаря которой будет построена независимая национальная экономика, покончившая с зависимостью от иностранного импорта всего самого необходимого».

А теперь отдельно о внешней политике, патриотизме и программе импортозамещения.

2014 год в России – это год украинского кризиса, присоединения Крыма, разрыва с Западом, импортозамещения и начало строительства экономики внутреннего рынка.

Вот что пишет Роберт Римини о 1797 году в США.
«В самом конце XVIII в. в Соединенных Штатах произошли два важных события. Первым был конфликт с Францией в 1797 г., когда французские министры в Париже пытались получить у американских дипломатов 240 тысяч долларов в уплату за признание их миссии. Оскорбленные американские дипломаты все, кроме одного, вернулись домой, а страна выразила свое возмущение в лозунге: «Миллионы на оборону, но ни цента на дань». За этим последовала необъявленная война с Францией, когда корабли атаковали друг друга в открытом море. Этот морской конфликт, длившийся с 1798 до 1800 г., мог привести к объявлению войны, если бы не решимость президента Адамса сохранить мир. Готовясь к возможной войне, конгресс санкционировал создание Департамента военно-морского флота и строительство военного флота, а также увеличил армию».

Как вам американские милитаристы и агрессоры, бряцающие оружием?

Из-за чего? С них всего-то денег попросили!)))

Тут нужно заметить, что Франция была союзником США во время войны за независимость.
А Франция 1797 года – это уже не монархическая, а республиканская, послереволюционная Франция, фактически еще и идеологический союзник.

Но вот вам еще одна история.

Флорида и Луизиана в тот момент не входили в состав США, по поводу этих территорий спорили Испания и Франция.

Вот что пишет Римини:
«Когда испанцы закрыли Новый Орлеан для американских торговцев, а Наполеон, мечтавший возродить французскую империю в Северной Америке, вынудил их в октябре 1800 г. по договору в Сан-Ильдефонсо вернуть Луизиану Франции, Джефферсон счел это угрозой безопасности Соединенных Штатов. «На земном шаре есть одно место, владетель которого – наш исконный враг, – сказал он. – Это Новый Орлеан».
Агрессивно, не правда ли?

Франция в Новом Орлеане – это кошмар американцев, и ничего.
Но России воспринимать американцев в Киеве и Севастополе как кошмар нельзя.

Там еще было много всякого, в том числе покупка Луизианы, Берберские войны, война с Великобританией, войны с индейцами и т.д.

Интересующий нас период перестройки деятельностной системы длинный, 31 год, с 1797 по 1827 (2014-2044 в России).

Кончилось все помните чем?

Доктриной Монро 1823 года – «Америка для американцев»!

Вот вам кусок послания президента США Конгрессу:
«Поэтому в интересах сохранения искренних и дружеских отношений, существующих между Соединёнными Штатами и этими державами, мы обязаны объявить, что должны будем рассматривать попытку с их стороны распространить свою систему на любую часть этого полушария как представляющую опасность нашему миру и безопасности. Мы не вмешивались и не будем вмешиваться в дела уже существующих колоний или зависимых территорий какой-либо европейской державы. Но что касается правительств стран, провозгласивших и сохраняющих свою независимость, и тех, чью независимость, после тщательного изучения и на основе принципов справедливости, мы признали, мы не можем рассматривать любое вмешательство европейской державы с целью угнетения этих стран или установления какого-либо контроля над ними иначе, как недружественное проявление по отношению к Соединённым Штатам».

Был, кстати, у США и свой Закон об эмбарго (от 1807 года, в современной России это 2024 год).
Римини пишет:
«Британские суда продолжали захватывать американские корабли и насильно вербовать американских моряков. После возобновления войны с Францией были изданы королевские указы о блокаде европейского побережья от Бреста до Эльбы. Прибрежная торговля с Францией оказалась под запретом. Наполеон ответил Берлинским и Миланским декретами о торговой блокаде Великобритании. Кораблям нейтральных стран, не повиновавшимся декретам, грозила конфискация. Оказавшись меж двух огней, Джефферсон обратился к конгрессу с предложением о введении эмбарго, запрещавшего американским судам покидать порты для дальнего плавания, а иностранным судам покидать американские порты с товарами из США.

Закон об эмбарго (1807) обернулся для США катастрофой, прежде всего нанеся значительный ущерб американской торговле. Крупные прибрежные города понесли огромные убытки, и Новая Англия оказалась на грани восстания.
Очевидный провал Закона об эмбарго привел к его отмене. Он был заменен Законом о запрете импорта от 1 марта 1809 г., который позволил возобновить торговлю со всеми иностранными государствами за исключением Франции и Англии».

Все это не помешало, кстати, США совершить промышленную революцию и построить независимую национальную экономику.

А вот еще два момента.

Итак, идет 1797 год (2014 в России), страна фактически ведет необъявленную войну с Францией на море.
В США две партии - Федералистская и Национальная республиканская (или демократическо-республиканская).
Это важно, потому что речь пойдет о внутренней политике в становящейся эталонной демократии.

Вот что пишет Римини:
«Военная истерия уменьшила популярность Республиканской партии, считавшейся профранцузской, то есть зараженной радикальными, якобинскими представлениями об управлении страной. Многие американцы всерьез опасались якобинского влияния на политиков-республиканцев, что и привело ко второму важному событию. Федералистское большинство в конгрессе приняло ряд законов для защиты США от иностранных интриг и заговоров. Закон об иностранцах и Закон о подстрекательстве к мятежу, принятые в июне и июле 1798 г. и вводившие ограничения как для американских граждан, так и для иностранцев, противоречили всем принятым гарантиям свободы и демократии. Единственным объяснением было то, что американцы действительно испугалась за свою безопасность. Первый из этих актов, Закон о натурализации, увеличил срок проживания, необходимый для того, чтобы стать гражданином США, с 5 до 14 лет. …Акты об иностранцах и об иностранных врагах позволяли президенту заключать в тюрьму или депортировать любого, кого он сочтет угрозой для США. … Закон о подстрекательстве вводил штрафы и тюремное заключение для граждан и иностранцев, обвиненных в публикации «ложных, скандальных и вредоносных печатных материалов» против правительства, конгресса или президента…».

Как вам? Ничего не напоминает?

Наконец, последний момент.
Увы, пост получился очень большим, и давно пора закругляться.

Так вот, о национальной экономике.
С 1797 года США переживали ровно такой же период перехода от экспортно-ориентированной импортозависимой экономики к экономике внутреннего рынка.

Вот что пишет Римини об этом процессе и политике правительства:
«В Новой Англии и центральных атлантических штатах финансовый капитал перенес свои интересы с торговли на производство, создав примерно 140 хлопкопрядильных фабрик. По некоторым данным, уже через несколько лет по всей Новой Англии работали 500000 веретен. Фабрики и заводы производили изделия из железа, шерсти и хлопка, и эти отрасли распространялись по долине Огайо и Среднему Западу. Последовавшая рыночная революция со временем превратила американскую экономику из сельскохозяйственной в индустриальную. Революция на транспорте ознаменовалась строительством дорог, мостов и каналов, самый известный из которых – канал Эри в штате Нью-Йорк. Канал был открыт в 1825 г. и соединил Гудзон с озером Эри, способствуя росту таких городов, как Баффало, Кливленд, Детройт и Чикаго. Так город Нью-Йорк стал ведущим коммерческим центром Соединенных Штатов. Начиная с 1820-х гг. строились железные дороги, и в последующие сорок лет рельсы протянулись через весь континент почти на 5 тысяч километров.
Промышленники в северных штатах требовали более высоких тарифов для защиты от иностранной конкуренции, главным образом со стороны Великобритании, и поддерживали идею свободной иммиграции, чтобы получить рабочих, необходимых для их фабрик и заводов. Они также выступали против миграции на запад, которая могла лишить их работников, за легкий доступ к кредитам, здоровую валюту и банковскую систему».

Легкий доступ к кредитам, здоровые валюта и банковская система, протекционистские тарифы!
Похоже, правда?

«Изменилось и правительство, и Мэдисон призвал центральную власть к иному подходу. В своем ежегодном послании он рекомендовал конгрессу взять на себя ведущую роль в обеспечении экономических интересов нации. С целью обеспечения надежности кредитно-денежных операций президент предложил создать Второй национальный банк, а также советовал ввести защитные тарифы, способствующие созданию и росту собственных производств, и финансировать «внутренние улучшения», чтобы содействовать продвижению на Запад. Эти федералистские доктрины воплощали и поддерживали истинные патриоты, требовавшие более современного понимания ответственности правительства в деле защиты благосостояния и свободы американского народа и ускорения зарождающейся рыночной революции. «Англия – самая могучая держава в мире, – воскликнул конгрессмен от Южной Каролины Джон Кэлхун, – зато мы – самая быстрорастущая нация на свете».

Что из этого следует?

Во-первых, мы не первые кто идет этим путем. По этой тропинке уже прошли Великобритания, Франция, США и др.

Во-вторых, нормальный подход - учитывать опыт предшественников и по возможности избегать их ошибок.
То есть можно сделать абсолютно реалистичную и крайне эффективную программу правительственных действий и реформ.

Впереди у России большое будущее!

Если правительство будет действовать правильно, мы тоже сможем стать «самой быстрорастущей нацией на свете».
И то, что происходит сейчас, этому совсем не помеха.
По крайней мере, опыт США говорит именно об этом.

Дело за малым.
Западу нужно объяснить, на каком этапе развития находится Россия, и напомнить о том, что страны Запад в этом возрасте вытворяли сами.

Путину-Медведеву указать на вполне реальный, проверенный временем опыт реформ, через которые в разное время проходили все развитые страны - США, Великобритания, Франция.

Именно та дорога, на которую мы сейчас вступили, ведет к процветанию к процветанию.
И можно пройти ее максимально эффективно. Видимо, даже с ускорением, если все делать правильно.

Протестной оппозиции и российской интеллигенции показать, как следует более реалистично смотреть на происходящее.
И, кстати, как, на какой идейной основе, вырабатывать более адекватную и успешную политическую стратегию.

Все это вполне доступно!

Убедил?