Инцидент "Альрейго"
На модерации
Отложенный
Описываемые ниже события случились через год после окончания англо-аргентинского вооруженного конфликта 1982 года, известного как Фолклендская война, с одним из британских "Си Харриеров".
Летом 1983 года Британский авианосец HMS «Илластриес» принимал участие в учениях НАТО неподалеку от Канарских островов. В один из погожих июньских деньков младший лейтенант Йен Уотсон готовился совершить свой четырнадцатый вылет на самолете вертикального взлета и посадки Sea Harrier FRS.1 бортовой номер ZA176. Заданием Уотсона и его ведущего был поиск французского авианосца. По условиям задания в зоне поиска самолеты разделялись и проводили поиск каждый в своем секторе, соблюдая радиомолчание.
После выполнения задания Уотсон, не обнаруживший французов, вернулся к точке рандеву, но не смог найти ведущего. Пилот пытался связаться с напарником по радио, но оно не работало. Навигационная система также оказалась неисправной – летчик не смог определить, где находится его авианосец.
Через 50 минут безуспешных поисков на экране радара появилась отметка. Когда Уотсон приблизился к цели на 12 километров, он увидел небольшой грузовой корабль.
Изначально Уотсон планировал облететь судно, привлечь внимание экипажа и катапультироваться. Однако приблизившись к кораблю, Уотсон заметил, что контейнеры на палубе образуют ровную поверхность, похожую на площадку, которая использовалась для тренировок пилотов «Харриеров».
Уотсон решил садиться. К этому моменту в баках самолета оставалось топлива на несколько минут полета. Самолет благополучно приземлился на контейнеры, но начал соскальзывать хвостом вперед. Пилот пытался остановить скольжение, убрав шасси, но самолет все–таки завалился на хвост. По счастью, рядом с контейнером стоял стоял минивэн, который послужил подпоркой и не дал самолету опрокинуться.
Капитан испанского контейнеровоза «Альрейго» сообщил о буквально свалившемся на голову самолете британцам по радио, но отказался нарушать свой график, сказав, что Royal Navy смогут забрать свое имущество в порту Тенерифе через четыре дня.
Само собой, когда «Альрейго» пришел в порт, его уже поджидали репортеры.
Изначально владельцы судна планировали получить компенсацию только за поврежденные контейнеры и минивэн, но под давлением профсоюзов выставили счет «за спасение имущества», по которому получили от Британии 570 тысяч фунтов стерлингов.
Командование англичан посчитало, что инцидент нанес большой ущерб репутации Royal Navy.
Несмотря на то, что Уотсон, еще не полностью закончивший программу обучения на «Си Харриере», фактически спас самолет, а на самом самолете и раньше выявляли неполадки радиооборудования, вся ответственность за инцидент была возложена на пилота. Он получил выговор и был временно отстранен от полетов.
Однако на его карьере инцидент сильно не сказался. В общей сложности налетал 2000 часов на Си Харриерах и 900 на Хорнетах и вышел в отставку в 1996 году. По словам Уотсона, на сам факт его наказания сильно повлиял тот факт, что инцидент получил широкую огласку в прессе.
Стоит сказать несколько слов о ZA 716. Дело в том, что этому «Си Харриеру» уже приходилось раньше садиться на палубу транспортного корабля. Буквально за год до инцидента на «Альрейго», в мае 1982 года, 6 «Харриеров» и 8 «Си Харриеров», в том числе и ZA 716, выполнили посадку на палубу контейнеровоза “Атлантик Конвейор”, который доставил авиагруппу к Фолклендским островам.
После «Инцидента Альрейго» самолет был отремонтирован и вернулся в строй, в 1992 году прошел модернизацию до стандарта FA.2, и был списан со службы только в 2003 году. В 2004 году был приобретен Музеем авиации Ньюарка, где и пребывает в настоящее время.
Комментарии
В Средиземном море пилот К-25 потерял ориентировку, сжёг почти всё топливо и вынужден был сесть на рубку первого попавшегося судна, которое оказалось болгарским. С РКР Слава топливо для вертолёта доставили на барказе в канистрах.