Жидкий кот не пробегал?

На модерации Отложенный

Азартные игры с крокодилом и прочие победители «Шнобеля-2017»

Ученые со всего света собрались на ежегодную церемонию по вручению Шнобелевской премии за исследования, которые сначала смешат, а потом заставляют задуматься, пишет bfm.ru.

Коты — все-таки жидкость! Это главное открытие Шнобелевской премии. Автор исследования о том, являются ли кошки жидкостью, получил не только традиционную награду Шнобеля в 10 трлн зимбабвийских долларов, но и признание соцсетей.

Интернет заполонили фотографии, доказывающие, что коты легко принимают форму вазы, раковины, банки из-под сока и даже бутылочки для детского питания.

«В жидком состоянии вещество занимает определенный объем и принимает форму емкости, в которой находится», — указывают исследователи, решившие проверить, действительно ли коты являются жидкостью.

Ученые выяснили, что взрослые коты оказались более «текучими», чем котята.

Премии по экономике удостоились ученые, доказавшие, что в казино человек будет больше рисковать, если перед этим он держал в руках живого крокодила. По мнению авторов исследования, некоторые игроки воспринимали эмоциональное возбуждение, вызванное контактом с хищником, как чувство грядущей победы, это и побуждало их играть с большим азартом.

Британские ученые, ставшие обладателями премии в номинации «анатомия» сумели объяснить, почему пожилые люди нередко обладают непропорционально большими ушами. Как выяснилось, уши у человека продолжают расти после тридцати лет примерно на два миллиметра в десятилетие.

Премию по гидродинамике получили ученые, обнаружившие, как не расплескать кофе на ходу. Оказалось, что важно обхватить чашку ладонью сверху, и эффективно оказалось ходить задом наперед, такой способ гасит колебания жидкости. Правда, велик риск споткнуться и упасть.

В этом году Шнобелевские премии присуждались в 27-й раз.

Церемония прошла в Гарварде, в зале, украшенном бумажными самолетиками. Как относятся к этой награде сами ученые — это удар по репутации или, наоборот, достижение?

Комментирует российский математик, бывший замдиректора Института прикладной математики имени Келдыша РАН Георгий Малинецкий:

«Я бы сравнил ее с «Серебряной калошей». Такие премии есть в музыкальном мире. Вы понимаете, что людям, которые не находятся на музыкальном олимпе, такие премии не присуждаются. Это не лучшие явления в творчестве знаменитостей, но вместе с тем это достижения людей достаточно известных, и, вообще говоря, такая премия довольно престижна. А, кроме того, она очень полезна для всего творческого сообщества. То есть сообщество может посмеяться над собой.

Что касается научного мира… В свое время Йохан Хейзинг опубликовал книжку Homo Ludens, «Человек играющий». И в огромной степени наука, как и многие другие виды человеческой деятельности, — это игра. Как говорил Эйнштейн, если мы знаем, чем занимаемся, то, наверное, это не наука, если мы знаем, что хотим получить. Поэтому, естественно, наряду с исследованиями, которые серьезны и солидны, есть поисковые исследования. Они приводят к забавным, парадоксальным результатам, которые иногда кажутся даже и смешными.

Ну, в самом деле, давайте, вспомним, как они подвешивали лягушку в магнитном поле. Сверхсильное магнитное поле может действовать таким образом. Поэтому, я думаю, это не удар по репутации. Понимаете, это признак здоровья научного сообщества. Как говорила в свое время известный персонаж — науке не идет паучья упертость и упрямство».

Кстати, физик Андрей Гейм, которому вручили «Шнобеля» в 2000 году за эксперименты с «летающей лягушкой», десять лет спустя был удостоен Нобелевской премии за разработку первого метода получения графена.