В России можно неплохо жить, если...
На модерации
Отложенный
В России существует "общее знание": официально ничего не работает, ни на один институт - от полиции до школы - полагаться нельзя, но всегда можно договориться, если знать правильных людей.
Например, только идиоты могут рассчитывать на то, что суд будет разбираться в деле по закону, но зато "вопрос можно решить", если зайти к судье с правильного человека. В российских социальных сетях популярен мем о том, что хорошо иметь знакомого врача, мента, киллера и прокурора, - мол, это те социальные позиции, которые обеспечат поддержку в любой ситуации. Причем врач, например, нужен потому, что идти в медицинское учреждение по более-менее серьезному вопросу с улицы может тоже только сумасшедший.
Лозунг нашей жизни получается очень простым и формулируется он так. В России можно неплохо жить, если знать нужных людей. Хорошая российская карьера выглядит как включение в успешную клиентелу - оказание неформальных и часто незаконных услуг в обмен на получение таких же услуг от нужных людей. Ваш карьерный рост - это увеличение числа клиентов и повышение статуса ваших патронов.
Конечно, это свидетельство коллапса общества, источник нынешней глубокой архаизации, и главная причина того, почему Россия неизбежно проиграет конкуренцию в современном мире. Весь талант нашего народа расходуется на поиски нужных людей и взаимное одаривание через клиентско-патронские сети. То, насколько вы хороший профессионал, например, в этой системе вообще никого не волнует. Частный случай этого феномена - назначение детей чиновников на должности в госбизнесе. Отсюда же и коррупция как норма и т.п.
В общем, ритуально мы клянемся, что живем по закону, но на самом деле "все все понимают".
Вот хороший пример. На российском телевидении начался второй сезон сериала "Ольга", который частью публики воспринимается как "чернуха", потому что "у нас так люди не живут". Другая часть, кажется, наоборот в восторге, но рейтинги у сериала в итоге низкие.
Причина, как мне кажется в том, что у нас не привыкли высмеивать реальные социальные институты и практики - такие темы табуированы, хотя "все все понимают". Есть более привычная и унаследованная с советских времен традиция смеяться на безопасные темы - об американцах, например, или об адюльтере. Активнее всего эту линию на деполитизацию сатиры воплощают в жизнь Михаил Задорнов и весь современный КВН.
Сценаристы "Ольги" используют другой метод: они дают гротескную картину жизни семьи в московском Чертаново. Гротеск как прием может отталкиваться только от реальности. И здесь "Ольга", кажется, говорит о подлинном состоянии российского общества даже слишком много. Так что в какой-то момент смеяться перестаешь. Уверен, кстати, что создатели сериала этого не хотели.
Один из персонажей сериала, молодой человек без определенного рода занятия, но идущий к успеху, пробует свои силы в разных российских карьерных треках, которые этому успеху способствуют.
В первом сезоне он сотрудничает с бандитами и мошенниками, выступая гендиректором подставных фирм. Во втором сезоне ситуация развивается: теперь он помощник депутата. Накануне выборов он организует от лица своего патрона благотворительный обед для малоимущих. В этот момент воспроизводятся все штампы российской телепропаганды (вообще в рамках сериала вся российская пропаганда воспринимается либо как ложь, которая "нужна для дела", либо как предмет веры откровенных люмпенов, которые переходят на этот язык, когда им хочется сказать что-то умное и значительное).
В трудное для страны время, когда враг плотно сжимает кольцо вокруг России, наш депутат все-таки нашел возможность накормить вас обедом, - рассуждает молодой человек. Когда выясняется, что суп сделан из протухшей рыбы, несколько крепких мужчин из числа малоимущих сажают помощника депутата в кастрюлю, а он кричит, что "у хохлов тоже с этого все начиналось" и призывает публику "не майданить".
Зафиксируем: в гротескном осмыслении российской реальности для массового зрителя глагол майданить означает конкретно добиваться справедливого наказания для лживых и вороватых чиновников. То есть можно предположить, что россияне про Майдан все понимают, но говорить об этом вслух не принято, ведь главное у нас - это стабильность.
Суть, однако, в другом. Парень в итоге оказывается в полиции - у депутата в рамках антикоррупционного расследования находят нецелевое расходование бюджетных средств. Вообще герои "Ольги" регулярно оказываются под угрозой уголовного преследования и за решеткой - это то, из чего складывается типичный "российский сюжет". Всем ясно, что нанимать адвоката и судиться в этой ситуации - это самоубийство, так могут делать только самые наивные персонажи. Надо договариваться. Люди начинают задействовать свои клиентские сети - идет поиск "человека, который решит вопрос".
Наивный парень из Рязани все-таки бежит за знакомой своей бабушки - адвокатом, про которую известно, что она "даже в Дагестане суды выигрывала".
Глухонемой отец молодого человека, шедшего к успеху, бывший подводник, требует, чтобы немедленно звонили контр-адмиралу, у которого он когда-то служил, - тот задействует связи в Минобороне и спасет парня.
Главной героине намекают, что она может спасти молодого человека (жениха ее беременной дочери), вступив в интимную связь с одним из полицейских. Она в раздумьях - другого-то способа, скорее всего, не будет.
Всем, надеюсь, ясно, что это правдивое описание социальной реальности, в которой мы живем? Ну, тогда Россия - это ад.
Комментарии