«Социалистический рай» Чавеса на грани майдана и ждет помощи от России
На модерации
Отложенный
Наш спецкор Владимир Ворсобин отправился в Венесуэлу, чтобы понять, как и почему страна с самыми большими запасами нефти оказалась на грани нищеты.
Участник антиправительственных беспорядков в столице Венесуэлы.Фото: REUTERS
Изменить размер текста:<button class="resizeFS small active" title="Уменьшить размер шрифта">A</button><button class="resizeFS big" title="Увеличить размер шрифта">A</button>
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: НА ПРОГУЛКУ - В БРОНЕВИКЕ И БРОНЕЖИЛЕТЕ
За бронированным стеклом автомобиля проплывала сонная латиноамериканская жизнь, чем-то похожая на какие-нибудь подмосковные Мытищи. Маленькие улочки, на лавочках дремлют старички, зевают таксисты, мамаши, пацанята на самокатах… Ласковое солнце. Район трущоб Петаре.
- Ну что за паранойя! Ребят, ну стыдно же… - жалобно ругаюсь я, косясь на лежащий рядом бронежилет. - Неужели я не могу просто выйти из машины и пройтись? Где, блин, я только не был - Дагестан, Чечня, я даже в Абхазии отдыхал! Ну если я сейчас выйду из вашего броневика, то что?
Телохранитель Альберто подмигнул напарнику, тот еле сдержал смех.
- Продержишься максимум 45 минут, приятель, - говорят. - Если какой-нибудь добрый человек не укроет тебя в доме и не вызовет полицию.
- Перестраховщики… - ворчу.
Отсюда, из Венесуэлы, многое виделось по-другому. Даже рассказы побывавших в Каракасе, которые обычно радостно пишут в стиле Стивена Кинга: «Я и самый опасный город земли» (все-таки первое место в мире по уличным убийствам, похищениям, разбоям, ограблениям), тут в Венесуэле вызывают лишь пацанское раздражение. Это напоминает представления американцев о России - где только водка, Путин, медведи и зима.
И типичная байка - будто по Каракасу курсирует грузовик, в который бандиты бросают прохожих, как баранов, а потом сортируют - выкуп или пулю в лоб…
Ну глупость! Во-первых, не грузовик. И не то что курсирует… Да, и не это главное! Главное, что я прилетел в страну, о которой давно мечтал. В романтическую неведомую Венесуэлу неистового Чавеса, которая, как и Россия, с начала нулевых борется с американским империализмом…
Кстати, господин читатель (или товарищ - мы в этом скоро разберемся), вас никогда не тревожило/радовало российско-венесуэльское сходство?
Первая в мире по запасам нефти (Россия только восьмая), Венесуэла также переполнена пылкими патриотами и противниками навязывания западных ценностей. Ее также атакует оппозиция в попытках разжечь майдан (из-за чего здесь вот уже год идет уличная гражданская война). Ее также мучают американцы экономическими санкциями. Здесь с такой же настойчивостью пытаются найти третий путь и, конечно, историческую справедливость…Есть даже подозрение, что российские нефтяные компании спасли преддефолтную Венесуэлу, предоставив ей - как пишет российская пресса - $6 миллиардов предоплаты не ради бизнеса. А по-братски.
И возникает щекотливый вопрос:
Венесуэла идет нашей дорогой? Или - чем не шутит черт - мы их?
РОМАНТИКА СОЦИАЛИЗМА
Этот бесстрашный гринго, зашедший в бедняцкий квартал Каракаса, и есть спецкор «КП» Володя Ворсобин. Фото: Сергей НОВИКОВ
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: НЕ ЗЕВАЙ ПО СТОРОНАМ
- У нас в стране есть туалетная бумага! - сердито заявил мне по прилету Сергей, закинув вещи в багажник.
Сергей Новиков, собкор «Комсомольской правды», - обладатель закаленной Венесуэлой логики, которая была железной, как бронированный сейф. Но она что-то мне напоминала. Что-то из дворового детства…
Шагая по когда-то суперсовременному, а ныне обветшалому аэропорту Каракаса мимо добродушных громил с громоздкими автоматами (здесь обожают все большое и стреляющее), я получил сразу три дружеских СМСиз Москвы. В первом ссылка на видео свежего убийства местного адвоката, прямо здесь, вот у этой стойки регистрации. Застрелили и ушли. Второе - взрыв в метро.
А третье…
- Ну да, ну да. Какой ужас. 40 человек погибли сегодня при подавлении тюремного бунта, - рассеянно кивнул Сергей. И посоветовал: - Ты не об этом думай. У нас нормальные венесуэльские тюрьмы с гуманным обращением с преступниками. Просто они перешли на новый вид перевоспитания. Бандиты туда приходят сами. Там им безопасно. Вот не удивлюсь, если банды просто не поделили что-то, и армию к разборкам подключили, она у нас тоже того...Чего вы все паникуете?!
Сергей вообще зол на московских графоманов, пугающих мир Венесуэлой.
- Последняя новость - в зоопарке Каракаса съели слона, - ворчит наш собкор. - Голодные венесуэльцы сожрали животное… А слона на самом деле увезли на лечение. Очень много дезинформации. Ты скоро поймешь - это дивная страна со своей философией, укладом и достоинством. Только соблюдай правила… Господи, что ты делаешь?!
Я в этот момент стоял посреди дороги и таращился по сторонам.
- Быстро в машину! Ты даже стоишь как… - качает головой Сергей. - В общем, научу тебя, как тут не огрести, - выжимает газ, и мы летим по отличному американскому автобану. - Тут вполне безопасно. А то почитаешь американскую прессу - люди тут голодают, на улицах горы трупов, тьфу!
Врут, что в Каракасе нет туалетной бумаги!
- А она точно есть? - спрашиваю с надеждой.
- Есть, - кивает. - Правда, теперь бритвы исчезли… Смотри, как тут красиво (взмахивает рукой)!
Тут горы разошлись, как створки жемчужины, и открылся волшебный вид на Каракас…
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: НЕ БУДЬ ТРУСОМ
Каракас действительно красив. Столица Венесуэлы стояла в ожерелье гор, на нее сходили облака, и даже знаменитые трущобы бедноты - барриос, красным лишайником заполонившие склоны, казались ее неотъемлемой, родной частью.
Я завороженно смотрел в бронированное стекло автомобиля (Сергей взял покататься у приятеля), словно аквариумный карп.
На домах красовались граффити - беззаботные улыбки не вовремя ушедшего в мир иной Чавеса, и грустные глаза нынешнего президента Мадуро.
Среди серых, построенных еще при американцах небоскребов летали таксисты на мотоциклах в оранжевых жилетках с пассажирами за спиной.
Один из них остановился перед нами. Перешел ограждение и спрыгнул с моста.
- А с другой стороны - где такого не бывает? - читаю на невозмутимом лице напарника
- Точно, - кивает Сергей.
Центр города. Вокруг вьются девушки-осы. Их выдающиеся бедра возбуждали невинное любопытство - как они проникают в джинсы? («В России губы и груди силиконом накачивают, а тут, представь, задницы»)
Каракас манил, предлагал не быть трусом…
И я купился.
Со стен домов на венесуэльцев смотрят вечные бунтари Уго Чавес, Че Гевара и Симон Боливар...Фото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ (ГЛАВНОЕ): ВЕДИ СЕБЯ КАК МЕСТНЫЙ
Позвал с собой на прогулку русского дипломата, тоже новичка в Венесуэле. А то мается бедолага, не выходя из гостиницы, уже неделю.
Нельзя, говорит, начальство запретило.
(Как потом мне расскажут, случилась неприятность - похитили сотрудника посольства одной европейской страны. Его-то выкупили, но теперь у российских дипломатов броневики и круглосуточный комендантский час.)
- Валяй, - кивнул Сергей на прощание. - Хорошего вечера. Я в свой первый день тоже пошел… С банкой колы в руке. Все что было с собой. Но заметь, за три года - это было всего лишь раз. Да и потом, у тебя тут район спокойный…
- Слушай, - говорю. - У вас тут нефти больше, чем в Саудовской Аравии и Кувейте вместе взятых, а вы перед прогулкой часы и кольца снимаете…
Сергей хмурится. Дескать, погоди, не спеши… Скоро поймешь.
Напоминает, чтобы помнил о Главном Правиле, и укатывает на своем броневике.
А я застываю посреди улицы, пытаясь вспомнить - а какое правило?!
Ах да…
Расправленные плечи. Походка вразвалку, взгляд спокойный, ленивый и только вперед. Я местный, на своем районе. В 80-е мы, пацаны, так ходили по «конторскому» Химмашу Саранска…
Мы с окутанным решетками и колючей проволокой Каракасом рассматривали друг друга.
Я надеялся понять - что случилось c очередной социалистической революцией.
А Каракас просто наблюдал за приключениями очередного гринго.
РОМАНТИКА СОЦИАЛИЗМА
Первое впечатление от Каракаса - кубинское. Убаюкивающее. Ты идешь сквозь звуки сальсы, бачаты по распаренному жарой городу, словно по прокуренной сигарами Гаване. И вдыхая дивный от отсутствия промышленности воздух, даже как-то внутренне пританцовываешь.
Стены, густо расписанные граффити. В них венесуэльцы достигли совершенства. Че Гевара, Мадуро, усы Боливара, борода Фиделя Кастро, и конечно, первый социалист-революционер Иисус Христос.
Это наверняка бы растрогало и Геннадия Зюганова, и всю нашу добрую Думу. На стенах - проклятья в адрес США, перечеркнутые физиономия Трампа (тут его называют «Трумп»), тут и Маркс и лозунги - о справедливости, чести, братстве...
Но стоит пройти пару кварталов. И ты понимаешь - ох, нет, господа-товарищи, это далеко не Куба. Здесь более странные чудеса…
Первое впечатление от Каракаса - кубинское. Убаюкивающее... Фото: Сергей НОВИКОВ
БЕНЗИН - ПО 20 КОПЕЕК
Сначала небольшой ликбез.
Когда-то в далеком 1998-м году будущий союзник России подполковник Уго Чавес после неудавшегося военного переворота и тюрьмы, выиграл (вот же удивятся в российском ЦИКе) президентские выборы.
Тогда молодой Уго походил на буржуазного политика Фиделя Кастро, долго не помышлявшего ни о каком социализме. Чавес тоже сначала был похож на обычного проамериканского «центриста», он обещал побороть тотальную венесуэльскую коррупцию (в начале 21 века казалось, что она достигла предела и больше воровать уже невозможно, но, как потом выяснилось, - зря), поддерживать бизнес, улучшать инвестиционный климат. Потому за подполковника проголосовал и средний класс.
Но Уго оказался счастливчиком. Цены на нефть взлетели, на Венесуэлуобрушилось цунами нефтедолларов.
И, видимо, повинуясь правилу - чем резче богатеет государство, тем размашистее шаги его правителей, - Чавес решил обойтись без буржуазии вообще.
И дело даже не в том, что подполковник попал в зависимость от Фиделя Кастро, к которому часто ездил за советом.
На самом деле Чавес был абсолютно искренен. Думаю, он сознательно воспользовался шансом, который ему дала история.
Конечно, Уго мог направить нефтедоллары в экономику, мог построить заводы, фабрики, возродить село, модернизировать отобранную у американцев нефтепромышленность…
Но вместо этого он сделал то, о чем мечтало полстраны - та самая нищета, голосовавшая за него на выборах, те самые жители венесуэльских трущоб - барриос.
Бедный район КаракасаФото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН
И случись подобное в России, русского Чавеса, уверен, носили бы на руках процентов 80 российских граждан. Ведь команданте сделал то, о чем давно и зло мечтает русский народ.
Чавес национализировал нефтяную, да и всю крупную промышленность, отобрав ее у иностранцев и олигархов.
Чавес отнял у капиталистов даже аграрные предприятия, «спекулирующие товаром». И вернул землю народу, превратив частные фермы в советские колхозы. (они, правда, благополучно умерли - из 500 хозяйств уцелело лишь 50 - их не спасла даже венесуэльская земля, способная давать в год три урожая).
Дети Венесуэлы беззаботны и трогательны, как во всем остальном мире. Но будут они жить при социализме Чавеса или проамериканском капитализме - не знают даже их родители.Фото: GLOBAL LOOK PRESS
Чавес, положа руку на сердце, справедливо дотировал бензин, ведь его получали из принадлежащей Народу нефти. Поэтому АИ-92 стоит в пересчете на русские деньги - 20 копеек за 50-литровый бак (да-да-да! 20 копеек за бак!).
Чавес, словно алхимик, синтезировал из нефти сказочную «Боливарианскую социалистическую экономику», в чьих магазинах государственно-нефтяными дотациями долгое время устанавливались безумные цены. Тюбик европейской зубной пасты, например, стоит… 5 рублей. А отстояв очередь, через год можно было купить хороший американский автомобиль за четверть реальной цены…(Чавес купил у Китая целую партию иномарок и бесплатно раздал их местным таксистам - те платят за аренду смешные деньги и признательны Уго до сих пор).
Конечно, своих товаров у Венесуэлы скоро не осталось. Зачем? К бизнесу у властей отношение подозрительное - спекулянты-вредители, норовящие вывести деньги в Майями, поэтому почти все закупалось заграницей. Даже упомянутый бензин. У второго по величине в мире местного нефте-перерабатывающего завода от износа оборудования начались перебои в работе, и топливо стали закупать у вражеских США - за полновесные доллары, чтоб продать его дома за 20 венесуэльских копеек (в итоге треть бензина оказалось в соседней Колумбии - народ быстро сориентировался).
С помощью специальной карты «Билета Отчизны», которую раздают на правительственных митингах, венесуэльцы периодически получают бесплатный пакет импортных продуктов. Их просто приносят на дом.
Десятки тысяч квартир Уго Чавес раздал людям совершенно бесплатно. Фото: Сергей НОВИКОВ
Уволить кого-либо в стране стало практически невозможно. (из-за чего штат министерств и ведомств разросся до циклопических размеров, а разница в зарплатах - как впрочем и желание работать - сильно снизилось).
Вступительные экзамены в вузы были отменены. Получить высшее образование - право каждого…
Чавес поставляя Гаване почти дармовую нефть в рамках программы «Петро-Карибе», выписал из Кубы несколько тысяч кубинских учителей и медиков, которые вытащили из безграмотности и болезней добрую четверть населения.
Чавес так, конечно, избрался и на второй срок. И на третий.
Нефть пробила планку в 110 долларов за баррель.
Лидер Венесуэлы с трибуны ООН торжественно проклял США. И объявил себя союзником России, Китая и Беларуси.
Страна грозно вставала с колен…
С тех золотых времен прошло пять лет.
ДВЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ СТРАНЫ
Венесуэла пока держится.
Гавана избавилась от капиталистов-спекулянтов на полвека раньше Каракаса и в борьбе с империализмом успела превратиться в живописные развалины. Каракас - еще нет.
Он еще хранит в себе автобаны, вывески покинутых мировой буржуазией офисов «IBM», «Ford», «Jeep». С пафосных пятизвездочных супер-гостиниц только-только начала сыпаться штукатурка.
За Каракасом еще смотрят глаза покойного Чавеса. Только глаза. Гигантские нарисованные зрачки команданте глядят со странных с виду домов. Они построены для бедных. Пусть они похожи на каменный муравейник, где впечатление - окна вжаты друг в друга. Пусть там не запланированы парковки, потому что небогатым людям не положены автомобили… Но ты знаешь, что десятки тысяч квартир Уго Чавес раздал людям совершенно бесплатно. Более того - государство бесплатно обставило эти квартиры пусть дешевой китайской, но бытовой техникой.
Сотни тысяч бедняков переехали из трущоб барриос в новые домаФото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН
Сотни тысяч бедняков переехали в них из трущоб барриос, и вероятно, должны боготворить своего доброго президента.
Этот шикарный подарок закреплен личной подписью Чавеса. Гигантской. На фасаде дома автор экономического эксперимента оставил мега-росчерк.
Ты, бывший советский, заставший раздачу квартир при СССР, - в восторге. Ты уважительно смотришь в каменные, с затаенной хитринкой, глаза.
И вдруг замечаешь, что давно шагаешь в одиночестве.
Улочки становятся все тише, а взгляды редких прохожих все внимательнее…
СКАЗКА ЗАКОНЧИЛАСЬ
Патриотический фейерверк красок официальной пропаганды с Чавесом - Мадурой вдруг исчезает.
Из сумерек проступила другая Венесуэла.
Граффити стали тревожнее. На стенах люди с калашами, и надписью «Los colictivos» - это название одной из самых влиятельных банд, которая защищает… власть от проамериканской оппозиции.
«Мы берем Каракас для защиты революции!» - написано на стенах.
Потом запестрело «Мадуро - убийца», «Мадуро - тиран», «Долой!» и приклеенные к заборам сотни фотографий молодых людей. Такие фото ты видел на улицах Киева после расстрела Майдана…
Портреты погибших при столкновенияхФото: ВЛАДИМИР ВОРСОБИН
И ты интуитивно чувствуешь, что те, с «калашами», и эти люди, на фото, как-то трагически связаны.
Но самое печальное даже не это.
Ты уже видишь причины падения рейтинга «чавистов» до 30 процентов. И майдана в Каракасе, который разогнали только-только, незадолго до моего приезда.
Они очень знакомы. Они из детства начала 80-х…
В переулке ты натыкаешься на 500-метровую очередь за вермишелью. Редкий магазин, сохранивший «цены Чавеса».
Сюда пришли те, у кого талоны на пятницу. Завтра сюда придут те, у кого талоны на субботу.
Хотя продуктов в коммерческих магазинах полно, они людям уже не доступны. 30-долларовые зарплаты простого народа давно сожрала 1000-процентная годовая инфляция…
ГЛУПО СЧИТАТЬ ТАНКЕРЫ
- Вы хотите сказать, что Чавес испортил венесуэльцев?! – мрачно взглянул на меня один из самых известных местных экономистов, депутат Учредительного Собрания Оскар Шемель.
- Но здесь почему-то очень радуются, что Россия на днях прислала танкер с пшеницей, - пожимаю плечами. - Люди ждут в следующем месяце еще один наш танкер, словно боятся умереть от голода. И у меня складывается абхазское впечатление, что корень проблем в том, что за 20 лет венесульцев перекормили идеологией, они разучились просто работать и зарабатывать…
- Чавес тут не при чем. Просто патерналистская роль государства у нашего народа в крови, – сказал мне Шемель. - Природа венесуэльцев такова, что неолиберальная экономика здесь долго не протянет.
- Но тогда кому-то придется дотировать вашу страну…
- Возможно.
- Но в России люди с этим могут не согласиться.
- (смеется) Люди могут не разбираться в геополитике. Как, кстати, и в нашей программе поставки дешевой нефти Карибским странам. Мы поставляли им 100 тысяч баррелей в день – для Венесуэлы это ничто. Но в итоге эти страны не позволили США принять антивенесуэльские резолюции. С точки зрения политики - очень рентабельные инвестиции. Ну а России в споре за мировое лидерство глупо считать танкеры…
.
Комментарии
однозначно
Карл Маркс
КАПИТАЛУ НУЖНА ПРИБЫЛЬ ПРИБЫЛЬ и еще раз ПРИБЫЛЬ
ПуКин ничем Венесуэле помочь не может и "социалистический рай" Чавеса очень скоро рухнет.
Пламенный привет с Ближнего Востока! Ваш Поэль.