Смытые «иконы майдана»

На модерации Отложенный

Смытые «иконы майдана»

Очередная мега-зрада поразила самое сердце бывшего «Евромайдана», превратившего три с половиной года назад центр Киева в огромный смердящий бомжатник «революции гидности». На улице Грушевского 3 сентября сотрудники магазина «Эмпориум» cтерли со здания «памятные граффити», и очистили стены до состояния, подобающего европейской столице.

 

Это событие моментально стало знаменательным. Уже к обеду к магазину подтянулись радикальные «патриоты» и ожидаемо разгромили его фасад. Битые витрины, матерные надписи с угрозами, у входа сожгли шины – все в лучших традициях «гидности». Полиция, разумеется, присутствовала, но состава преступления не обнаружила. Как всегда в таких случаях.

 

И началось, покатилось по украинским СМИ прекрасное. Генпрокурор Украины Юрий Луценко пообещал суровое наказание для тех, кто стер граффити. О наказании для тех, кто потом устроил погром магазина, Луценко не упомянул. Зато пообещал «бизнес-вандалам Эмпориума» в ближайшее время травлю при помощи всех контролирующих органов.

 

«Киевская прокуратура открыла уголовное производство по факту уничтожения граффити, которые были нанесены в ходе исторических событий Революции Достоинства на фасаде дома по улице Грушевского. Как известно, приказом Министерства культуры Украины N869 от 15 октября 2014 года место боевых действий и массовой гибели граждан в районе улицы Грушевского в Киеве отнесено к объектам культурного наследия, повреждение или уничтожение которых влечет за собой уголовной ответственности по ст. 298 УК Украины (Уничтожение, разрушение или порча памятников истории или культуры)».

 

К слову, конкретно это граффити не внесено в реестр памятников культурного наследия. Неизвестный автор весьма коряво изобразил Шевченко, Франко и Лесю Украинку в образах протестующих, двое в балаклавах, один в каске. С художественной точки зрения форменное убожество, вознесенное пиарщиками до статуса одного из символов майдана.

 

Министр культуры, вытащенный в высокий кабинет именно с майданной помойки, так не думает.  «Эти графические картины несли в себе дух нашей борьбы. Шевченко, Леся, Франко - наши пророки - были с нами бок о бок на Майдане. Мы "рвали цепи", а они были нашими оберегами. Не знаю, чем руководствовались инициаторы этой "гениальной идеи", а больше - не могу представить, у кого могла подняться рука просто их смыть. Одно знаю - это было недопустимо и недальновидно», - прокомментировал уничтожение граффити в своем Facebook министр культуры Евгений Нищук. Министерство культуры рассматривает возможности восстановления столь дорогого сердцу каждого майданщика рисунка.

 

Вице-премьер Вячеслав Кириленко, достигший таких карьерных высот также исключительно из-за удачной позиции во время майдана, на своей странице в Twitter угрожает владельцу магазина уголовной ответственностью. Хотя, в отличие от генерального прокурора, имеет высшее образование и мог бы поинтересоваться юридическими последствиями по этому правонарушению, если оно, конечно, будет доказано.

 

«Максимум что грозило бы мебели, если б граффити действительно было культурным наследием, так это штраф 150 необлагаемых минимумов или 2550 грн. Да, так о чем будет это громкое победное резонансное блестящее и беспощадное расследование прокурора БПП? о штрафе 100 долларов?», - пишет столичный юрист Елена Дьяченко на своей странице в Facebook.

 

Владелец магазина сначала пытался угомонить разъяренных комментаторов в социальных сетях: «Граждане недовольные, остыньте пожалуйста, не ведите себя как Шариковы, тем более с угрозами и оскорблениями, - это не делает вам чести. Наоборот, вы сами себя унижаете».

 

И пытался втолковать, что это никакое не произведение искусства или историческое наследие, а просто граффити, которое положено смывать со стен городских зданий. К вечеру позиция запуганного владельца свелась к оправданиям, что это не сотрудники магазина, а какие-то провокаторы смыли рисунки. Возмущенные вопли пользователей в интернете перешли к призывам магазин сжечь, а в комментариях опубликовали фотографию владельца магазина и призвали изгнать его из Украины. Поздним вечером он сообщил, что магазина больше нет. Он закрыт.  

 

Один из бывших участников майдана написал в социальной сети о чувстве разочарования, постигшем многих бывших «революционеров»: «Вот во что выродилась идея Майдана сейчас. Эти же недоумки не граффити восстановили (для этого нужно уметь хоть что-то иное, кроме как дубинкой махать), а разгромили магазин. Вот и печальный итог революции: барыги при власти, полудурки из финансируемых этими же барыгами националистических организаций на улицах, нормальные люди брезгливо относящиеся и к тем, и к другим. Ничего общего с настроением и духом того периода, когда появились эти сами граффити, это не имеет».

 

«Праздник непослушания» сильно затянулся. Несмотря на крайне печальные итоги майдана для всей страны, его адепты привыкли к безнаказанности и хотят продолжать вести себя, как привыкли за три года. Устраивать бардак и требовать, чтобы его признавали «народным». И не допускать, чтобы кто-нибудь наводил порядок на месте, помеченном «патриотами». По крайней мере, теперь становится понятным, почему до сих пор никто не реставрирует здание сгоревшего 19 февраля 2014 года Дома профсоюзов. На ремонт давно были выделены деньги, завершение запланировано на апрель 2018 года. Но пока что вся реставрация заключается в периодической смене полотна, которое прикрывает обгоревшие фасады здания. На нем обычно размещают что-нибудь особенно патриотическое, о любви к Украине.

 

А любовь эта вот так и выражается – загадить, сломать, сжечь, уничтожить, а потом завесить все патриотической желто-блакитной тряпочкой с высокопарными словами о патриотизме. Вот такие они, «святые иконы майдана».  
 

Ника Апрельская для ВосходИнфо