Мировые звёзды родом из России

На модерации Отложенный

МИРОВЫЕ ЗВЕЗДЫ РОДОМ ИЗ РОССИИ


 МИРОВЫЕ ЗВЕЗДЫ РОДОМ ИЗ РОССИИ

 


В до- и послереволюционные годы Россию покинули более 10 миллионов человек. В этом потоке эмигрантов было немало известных красавиц — актрис немого кино, балерин и оперных певиц. О роскошных женщинах, которым удалось покорить весь мир, рассказывает «Культура.РФ».

АЛЛА НАЗИМОВА


Image Hosted by PiXS.ru
Алла Назимова. Фотография: izbrannoe.com[more]


Image Hosted by PiXS.ru
Алла Назимова. Фотография: pinterest.com


Image Hosted by PiXS.ru
Алла Назимова. Фотография: pinterest.com

 


Алла Назимова была одной из самых востребованных и экстравагантных актрис мирового немого кинематографа. Свою карьеру она начала в 17 лет в школе актерского мастерства Московского Художественного театра (МХТ), где брала уроки у самого Константина Станиславского.

Очень быстро у юной артистки появились полезные знакомства: одним из ее друзей стал легендарный актер Павел Орленев, близкий приятель Антона Чехова и Максима Горького.

Вскоре Назимова покинула МХТ, где она могла рассчитывать только на работу статистки, и вместе с Орленевым и его театральной труппой отправилась в гастрольный тур по Европе и США.

Иностранная публика с восторгом приняла Назимову, и вскоре она стала одной из театральных прим эпохи. В 1906 году Орленев и его труппа вернулись в Россию, но Назимова осталась в США: она понимала, что в России актрисе с ее экзотической цыганско-испанской внешностью практически невозможно состояться.

Интересная работа не заставила себя долго ждать — театральный продюсер Ли Шуберт предложил артистке выгодный контракт. Быстро выучив язык и практически избавившись от акцента, Назимова стала единственной русской англоговорящей звездой Бродвея 1910-х.

В 1916 году 37-летняя Алла Назимова дебютировала в немом кино. За съемки в ленте «Невесты войны» она получила гонорар в 30 тысяч долларов, что сделало ее самой высокооплачиваемой актрисой Америки.

Сразу после съемок этого успешного в прокате фильма Назимова подписала контракт с крупнейшей кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer. Она снялась в нескольких десятках фильмов, получила звезду на Аллее славы Голливуда и стала крестной матерью Нэнси Лакетт — будущей супруги 40-го президента США Рональда Рейгана.

АННА СТЭН


Image Hosted by PiXS.ru
Анна Стэн. Фотография: russian7.ru


Image Hosted by PiXS.ru
Анна Стэн. Фотография: radikal.ru


Image Hosted by PiXS.ru
Анна Стэн. Фотография: kp.ru

 


Актриса Анна Фесак больше известна под именем Анна Стэн. Она попала в кино почти случайно — на 15-летнюю актрису любительского театра обратил внимание Константин Станиславский и устроил девушку в Московскую киноакадемию.

Уже к 1929 году Фесак успешно снималась в советском немом кино: блистала в комедии «Девушка с коробкой» Бориса Барнета, в фильмах «Земля в плену», «Мой сын» и «Белый орел» Якова Протазанова. Некоторые из этих картин были тепло приняты и за рубежом — кинокритики называли актрису «Верой Холодной советского кино».

Поэтому в 1930 году Стэн получила приглашение от международной киноорганизации Межрабпомфильм на съемки в Германии. Актриса предложение приняла, уехала — и в послереволюционную Россию не вернулась.

Всемирную известность Анне Стэн принесла роль Грушеньки в картине Федора Оцепа и Эриха Энгельса «Убийца Дмитрий Карамазов», снятой по мотивам романа Федора Достоевского. «С ней в немецкое кино пришел новый образ.

Она по происхождению русская, но в некоторые моменты выступает, как двойник Марлен Дитрих…» — писал об актрисе американский журнале Variety.

Продюсер Сэм Голдвин обратил внимание на платиновую блондинку Стэн и предложил ей работу в Голливуде. Так русская эмигрантка стала звездой мирового масштаба. Анна Стэн прославилась не только как талантливая актриса, но и как икона стиля.

Режиссер Дороти Арзнер, работавшая со Стэн на съемках фильма «Нана», поставила ее в один ряд с Гретой Гарбо, Кэтрин Хепбёрн, Мириам Хопкинс и Рут Чаттертон в своем списке самых стильных киноактрис.

АННА ПАВЛОВА


Image Hosted by PiXS.ru
Анна Павлова. Фотография: nasati.ru


Image Hosted by PiXS.ru
Анна Павлова. Фотография: radikal.ru


Image Hosted by PiXS.ru
Анна Павлова. Фотография: thingx.ru

 


Анна Павлова, ведущая танцовщица главной балетной сцены Российской империи, совершила настоящую революцию в балете и покорила зрителей по всему миру. После «Умирающего лебедя», поставленного в 1907 году хореографом Михаилом Фокиным, переманить Павлову мечтали постановщики балета первой величины, но удалось это лишь Сергею Дягилеву. С 1909 года балерина исполняла партии в Русских сезонах в Париже. Танцовщик Сергей Григорьев вспоминал: «Анна Павлова была на высоте. Она воплощала саму сущность романтического, воздушного, неземного».

В 1911 году из-за разногласий с Дягилевым Павлова ушла из Сезонов и вместе с танцовщиком Адольфом Больмом основала собственную труппу из 20 артистов. В 1908 году они отправились в большой гастрольный тур по Европе, Северной и Южной Америкам. Танцевали артисты и на главных сценах Австралии, Новой Зеландии, Индии, Бирмы, Египта, Сингапура — и везде их встречали овациями толпы новообретенных поклонников. Пластичность и актерское мастерство Павловой настолько впечатлили австралийскую публику, что в ее честь свою продукцию называли многие бренды — так появился, например, легендарный торт «Павлова».

Балерина создала собственный жанр, названный театральным критиком Юрием Беляевым «хореографической мелодекламацией». В начале 1910-х годов Павлова организовала «русские гастроли» — вернулась на родину и дала несколько выступлений в Санкт-Петербурге и Москве. Когда началась Первая мировая война, легенда балета навсегда уехала из России и поселилась в Англии: ее смелое импрессионистское творчество не соответствовало канонам зарождавшегося советского искусства.

ТАМАРА КАРСАВИНА


Image Hosted by PiXS.ru
Тамара Карсавина.

Фотография: etoretro.ru


Image Hosted by PiXS.ru
Тамара Карсавина. Фотография: etoretro.ru


Image Hosted by PiXS.ru
Тамара Карсавина. Фотография: art16.ru

 


Как и Анна Павлова, балерина Тамара Карсавина начала свою карьеру на сцене Мариинского театра, быстро стала его примой-балериной. Но мировая слава пришла к Карсавиной, когда она вошла в труппу Русских сезонов Сергея Дягилева.

После ошеломляющего успеха парижского выступления Карсавину буквально засыпали предложениями: звали в Англию, Италию, Америку, Австралию. Балерина подписала контракт с труппой Ballet Rambert в Лондоне.

Поначалу она чувствовала себя там чужой, но обаяние, талант и интеллигентность Карсавиной покорили англичан — у нее появились и поклонники, и друзья.

После Лондона Карсавина несколько лет жила в Санкт-Петербурге, танцевала в Мариинском театре. Но из-за чрезмерной любви к Европе и брака с английским дипломатом Говардом Брюсом Карсавина стала неугодна новой советской власти, и ей пришлось навсегда покинуть страну. Поселившись в Париже, она тосковала по родине.

В одном из писем брату балерина сокрушалась:

«Вот уже три года, как я прочно обосновалась во Франции, и около пяти лет, как потеряла связь с Петербургом. Такая тоска по родине… Пришли мне в письме листьев рябины с Островов… Хочу подышать родным, далеким, хмурым Петербургом».

Став изгнанницей, Карсавина не прекращала гастролировать с труппой Дягилева. Когда ей было уже далеко за 30, она покинула сцену, но не покинула балет: балерина стала авторитетным педагогом в Англии.

Она даже удостоилась чести быть вице-президентом Британской королевской академии танца. Карсавина регулярно консультировала ведущих балетмейстеров, разработала новый метод записи танца и написала несколько ценных трудов по балету.

МАРИЯ КУЗНЕЦОВА


Image Hosted by PiXS.ru
Мария Кузнецова. Фотография: russian-records.com


Image Hosted by PiXS.ru
Мария Кузнецова. Фотография: belcanto.ru


Image Hosted by PiXS.ru
Мария Кузнецова. Фотография: russian-records.com

 


Оперная певица Мария Кузнецова дебютировала в роли Татьяны в «Евгении Онегине» на сцене Санкт-Петербургской консерватории в 1904 году. Но уже в следующем году она стала солисткой Мариинского театра — ей и оставалась вплоть до революции 1917 года.

Она по праву считалась одной из самых значимых оперных певиц дореволюционной России. Эта красивая женщина в совершенстве владела не только голосом, но и телом: Кузнецова была ещё и балериной.

Композитор Игорь Стравинский отмечал, что ее можно было «лицезреть и слушать с одинаковым аппетитом».

После революции Кузнецова, как и многие другие деятели искусства, эмигрировала. Она отправилась в Швецию, чтобы стать примой Стокгольмской оперы. Через некоторое время певица получила предложение от оперного театра «Ковент-Гарден» в Лондоне.

Несмотря на всеобщее восхищение, она тосковала: Кузнецовой не хватало друзей из России. Поэтому в 1921 году она переехала в Париж, который к тому времени стал столицей русского зарубежья.

Марии Кузнецовой быстро удалось крепко встать на ноги на чужбине: она регулярно давала частные концерты, в программу которых входили французские, русские, испанские и цыганские песни и оперы.

Салон Кузнецовой считался одним из самых фешенебельных в Париже, а попасть в него было большой честью. В передней ее квартиры толпились писатели, балетмейстеры, промышленники и министры.

Художники Александр Головин, Константин Коровин и Осип Браз писали ее портреты, а издатели печатали ее фотопортреты в мехах, перьях и жемчугах на обложках модных журналов. В начале 1930-х певица выступала в парижской «Русской опере», которую сама же и основала вместе с князем Алексеем Церетели и баритоном Михаилом Каракашем.

Даже оставив певческую карьеру, Кузнецова не бездействовала: она переехала в Испанию, где занималась педагогической работой и консультированием местной оперы.

ЛИДИЯ ЛИПКОВСКАЯ


Image Hosted by PiXS.ru
Лидия Липковская. Фотография: anticvarium.ru


Image Hosted by PiXS.ru
Лидия Липковская. Фотография: blogspot.com


Image Hosted by PiXS.ru
Лидия Липковская. Фотография: locals.md


Карьера оперной певицы, обладательницы редкого колоратурного сопрано Лидии Липковской началась в Мариинском театре.

Благодаря урокам пения дирижера миланской оперы «Ла Скала» Витторио Ванзо, она освоила сложную итальянскую технику пения, исполняла самые трудные партии без потери мягкости и певучести голоса.

Артистическая репутация Липковской была необычайно высока — американские журналисты считали, что только итальянская оперная певица Амелита Галли-Курчи могла состязаться с Липковской в совершенстве вокальной техники.

В поисках лучшей жизни Липковская в 1919 году покинула послереволюционную Россию. Горячими аплодисментами встретили артистку в Париже, куда она отправилась по приглашению мецената и филантропа Александра Манташева.

Во Франции покровителем певицы стал Сергей Дягилев, предложивший ей принять участие в третьих Русских сезонах, где сценическим партнером Липковской оказался сам Федор Шаляпин.

Триумфальными были и американские гастроли певицы: ее желали видеть на сцене самые престижные театры, а гонорары артистки возрастали с каждым новым концертом. Только в период с 1927 по 1929 год она дала 160 концертов!

Организовала Липковская гастроли и по СССР, где ее талант высоко оценили и зрители, и критики. В одном из бухарестских журналов о ней написали:

«Она законченная трагедийная актриса. Патетическая игра, сильная выразительность и скульптурная жестикуляция делают Липковскую одной из самых выдающихся артистических фигур эпохи».

Даже уйдя на заслуженный отдых и поселившись в Молдавии, Липковская не оставила сцену — она сама стала воспитывать талантливых учеников. Среди них были видные певцы Тамара Чебан, Алексей Сирча, Анна Даскал и многие другие.

Позже Липковская работала профессором в Парижской консерватории, а в последние годы жизни — директором Бейрутской консерватории в Ливане.

 
Автор: Дарья Лёгкая

.