Московский митинг мусульман, поправший все законные азы – что это было?

На модерации Отложенный

3 сентября в центре Москвы у посольства Мьянмы на Большой Никитской прошла акция протеста московских мусульман против расправы с их единоверцами в далеком государстве Юго-Восточной Азии. В этой несанкционированной акции участвовали сотни человек, занявших тротуары и проезжую часть с криками «Аллах Акбар!» Но задержаний не было, так как «полиция не зафиксировала нарушений общественного порядка».

Однако по сложившейся практике последних лет любое сборище, превосходящее числом 3 человека, у нас считается нарушением и подлежит немедленному разгону с арестами участников. Почему же акция на Большой Никитской стала непостижим исключением?

В Мьянме сейчас разгорается конфликт между мусульманским меньшинством и большинством населения, исповедующим буддизм. Исламисты бьются за создание своего государства на территории штата Ракхайн.

По данным ООН жертвами противостояния уже стали более 400 человек, а число мусульманских беженцев из Мьянмы может составлять до 28 тыс. человек.

Трудно сказать, что происходит там на самом деле. Если верить The Guardian, в штате Ракхайн правительственные силы начали антитеррористическую операцию – после того, как мусульманские боевики напали на полицейских и военную базу. А вообще конфликт между исламистами и буддистами длится там уже десятилетия.

Но нам, конечно, интересней, почему все же в Москве не разогнали «стихийную» акцию, массовые призывы к которой появились накануне в соцсетях? Почему полиция и Росгвардия не блокировали подступы к посольству Мьянмы?

 

В тех же соцсетях многие уже с издевкой пишут: поглядите, как эта хваленая Росгвардия боится разгонять мусульманские сборища! Это ведь не студентов гонять на акциях Навального! Там страшные бородатые дяди!

Да, когда собирается толпа правоверных, они обычно демонстрируют большую солидарность, нежели оппозиция, и хомутать их сложнее. Но думаю, что Росгвардия вполне бы справилась и с правоверными – даже если бы возникла в результате небольшая бойня.

Дело в другом – гвардейцы, прибывшие во всей их красе на мероприятие, просто не имели приказа на разгон. Высшим властям, которым, несомненно, все было доложено загодя, сборище мусульман в центре Москвы не показалось такой угрозой, которую надо давить силой. Но почему?

Да потому что мусульмане не выдвигают политических требований, не покушаются на нашу властную систему. Не требуют честных выборов, прозрачных госзакупок, сменяемости власти и искоренения чиновного жулья. Мусульманам наплевать, в каком дворце живет Медведев и на каком самолете летают собачки Шувалова. Максимум, чего могут они потребовать – каких-то преференций для своей общины.

И власть им эти преференции легко даст в обмен на то, чтобы не покушались не основы российского политического бытия.

А что до проблем далекой Мьянмы, не входящей в контур наших особых интересов – и плевать, кто кому там виноват. И даже это здорово – если наш внутренний протест будет переключен на внешний. Вот потому-то, видимо, власти и не стали разгонять этот митинг на Большой Никитской – способствующий выпусканию на сторону протестного пара.

 

Но при этом стоит отметить такую деликатную деталь. Еще 28 августа, за неделю до московского митинга против властей Мьянмы, фактически поддержанного нашими властями, те же власти сделали официальное заявление совсем обратного порядка:

«Боевики так называемой «Армии спасения рохинджей Ракхайна» совершили серию нападений на полицейские участки и армейские подразделения, расположенные в трех приграничных с Бангладеш округах… Погибло 11 мьянманских силовиков, имеются жертвы среди гражданского населения. Решительно осуждаем эту вооруженную вылазку…»

И вот те на: уже через неделю мы решительно поддержали вылазку наших исламистов в защиту нами же осужденных боевиков!

И после этого хотим прослыть на международной арене борцами за святую правду!

Но для этого хотя бы надо остановиться на какой-нибудь одной: так мы поддерживаем или осуждаем мусульман-сепаратистов далекой Мьянмы? Я лично от души не знаю, правы они или нет – да и нашим высоким лидерам, участникам достаточно циничной мировой игры, думаю, знать это необязательно. Но обязательно – избрать какую-то хоть сколько-то логичную линию, а не юлить туда-сюда в течение одной недели.

Увы, сегодня наша политическая основа – это конгломерат всяких общин и кланов. Есть силовики, есть либералы из экономического блока, есть региональные элиты и т.д. и т.п. В сумме все это и укладывается в ту безбашенную борьбу меж «башнями Кремля», которая подрывает нашу как внутреннюю, так и внешнюю политику.

Этнические диаспоры и религиозные общины легко встраиваются в эту средневековую, византийскую парадигму, в которой «два пишем, три в уме». И нашим башням, то сходящимся, то расходящимся, кажется, что совокупную лояльность обитателей под ними легко контролировать через религиозных и этнических лидеров раздробленного общества.

Но в результате получается достаточно нелепая картина. Несколько сот бородатых мусульман, якобы безвредных и аполитичных, смогли в одночасье развернуть на 180 градусов наш внутренний (по части митингов) и внешний (по части боевиков Мьянмы) курс.

А если завтра эти бородачи станут вдруг и вредными, и политичными?