Муниципальные выборы в Москве: что нового

На модерации Отложенный

 

Итак, муниципальные выборы в Москве.

Крик из каждого утюга о блистательной победе оппозиции: мол, одно «Яблоко» взяло четверть мандатов.

На деле «Единая Россия» взяла 75% мандатов: это больше символических 2/3 и убедительно показывает, кто хозяин в городе. И, кстати, первая крупная победа «ЕР» на муниципальных выборах в Москве: в 2012-м ее представители в значительной степени шли самовыдвиженцами, а не от партии (такова тогда была ее популяр-ность).

В целом оппозиция ухудшила свой результат: если в 2012 году от ее партий было избрано 390 депутатов (от трех парламентских партий и «Яблока»), то в 2017 – лишь 233. При этом на треть сократилось число депутатов от парламентских партий, - за счет результатов «Яблока».

Несмотря на высокую представленность («Яблоко» прошло в 51 районе, КПРФ – в 22, самовыдвиженцы, в основном либеральные, - в 12) муниципальный фильтр оппозиция не прошла: она получила представительство в 63 районах из 135, а надо – в 109. Поэтому, да-же если она объединится вокруг общего кандидата в мэры, для выдвижения придется обращаться за помощью к «Единой России», как это было в 2013 году с Навальным.

Что же на самом деле нового?

Демонстративная «зачистка» Ново-Переделкино прямо перед выборами (как и минимальные снятия) стала яркой иллюстрацией того, что Собянин и мэрия действительно захотели честных, прозрачных и конкурентных выборов. После этого любой исполнитель должен был задуматься, стоит ли фальсифицировать, если началь-ство против. Ну, и голосов мэрии (а она жестко ассоциировалась с «Едром») это, конечно, добавило.

И это резко контрастирует с демонстративными «зачисками поляны» в некоторых регионах. И второе – низкая явка точно перестала пугать власть.

То, о чем с месяц назад заговорили «допущенные к уху» политологи, - что низкая явка, как в Европе и США, никак не подрывает легитимность власти, - получило подтверждение на уровне государ-ственной политики.

При этом гипотеза о том, что мэрия сознательно «высушивала» явку для повышения результата «Едра», не подтвердилась: мо-билизованность сторонников у оппозиции оказалась значительно выше, и низкая явка наглядно сыграла на сторону либералам.

И да – практического значения для жизни города муниципаль-ные депутаты практически не имеют. Это к вопросу о реальной жизни – и виртуальной истерике по ее поводу.