Современные последователи Зороастра.

На модерации Отложенный

terapiano oblojka.gif

Современные последователи Зороастра, "люди старой религии", как о них говорят в Персии, или "гебры" ("гебр" означает "чужак", "иностранец"), в течение долгого времени были маленьким островком среди мусульманского населения Персии.
В западной литературе зороастрийцев обычно называют "маздеистами" от слова "Мазда" — "Всезнающий" — одно из зороастрийских имен Божьих. Зороастрийские авторы, как, например, доктор Кападья или о.Мазани (1- Kapadia S.A. Тhе teachings of Zoroaster and the philosophy of Parsi Religion. London,1919. Мазани Р.П. Зороастризм — религия добродетельной жизни. Париж, 1939.), в своих книгах, изданных на европейских языках, пользуются этим же термином, почему и мы, во избежание путаницы в терминологии, тоже будем называть зороастрийцев "маздеистами", а их учение — "маздеизмом".
Причиной прежней плохой осведомленности европейцев о маздеизме еще недавно была чрезвычайная замкнутость самих маздеистов. Подвергаясь в течение столетий постоянным преследованиям со стороны мусульман, маздеисты, естественно, замкнулись в своей среде и старались давать о себе поменьше сведений, опасаясь профанации своих верований.
Древняя религия Зороастра погибла вместе с империей Сасанидов в 651 году нашей эры во время арабского завоевания. Уцелевшие последователи Зороастра были вынуждены или бежать, или уйти в подполье.
Эмигрировавшие зороастрийцы поселились в Индии, в Бомбее и его окрестностях, где до сих пор существует многочисленная и очень богатая колония. Индусы называют их "парсами".
Судьба оставшихся на родине приверженцев "старой религии" была тяжелой. Нетерпимость мусульман, ревностно насаждавших в Персии ислам, предательство части высшего зороастрийского духовенства, принявшей религию победителей в надежде сохранить свои права и привилегии, истребление мусульманами предметов культа и богослужебных книг превратили оставшихся в Персии маздеистов в замкнутую и немногочисленную секту.
В Персии общины маздеистов находятся в Иезде, Кермане, Тегеране, Ширазе и Казгане, но есть также группы маздеистов и вне Персии — в Сирии, в Ираке и в Турции. Центр маздеизма находится в Персии, в горах около Иезда, где, по преданию, Зороастр самолично зажег первое пламя на первом алтаре. Там пребывает глава маздеистов "Мобедхан-Мобед", а также нечто вроде маздеистской духовной академии, подготовляющей священников — "мобедов".
Любимым занятием маздеистов являются земледелие, садоводство и виноделие, рекомендуемые Зенд-Авестой. Они занимаются также различными ремеслами, но избегают работ, связанных с применением огня, из боязни осквернить один из четырех священных элементов.
Маздеисты молятся (вне храма) пять раз в день, повернувшись лицом к солнцу. Во время молитвы все одеты в особый костюм — белую рубашку "Судрех" и панталоны, подпоясанные поясом "Кусти", сплетенным из 72 шерстяных нитей2 . (2- В эту одежду облекают во время церемонии принятия в зороастрийскую общину ("Новжот") каждого мальчика и девочку между семью и пятнадцатью годами.)
Поза во время молитвы такая: ноги сомкнуты, руки на поясе, рот и кос должны быть прикрыты повязкой из легкой материи, скрепленной лентами сзади, как у хирургов во время операции, а волосы прикрыты невысоким тюрбаном.
Белое платье является также одеждой, носимой во время светских официальных церемоний.
В прежнее время тела покойников отдавались на растерзание большим хищным птицам. В особо отведенном для этого месте их клали на "дакмы" — невысокие башни, где хищники, привыкшие к такого рода добыче, в течение нескольких минут очищали тело от мяса, после чего кости сбрасывались в особую яму. Считалось хорошим признаком ("покойник обязательно попадет в рай"), если коршун выклюет сначала правый глаз у трупа — родственники следили за птицами через щели в ограде.

С воцарением в Персии последней династии для маздеистов произошли большие перемены: они получили возможность открыто отправлять свой культ. Но зато по желанию правительства Маздеисты должны были отказаться от своего традиционного способа погребения, кстати сказать, производившего отвратительное впечатление не только на мусульман, но также и на всех европейцев, посещавших Персию. Теперь маздеисты хоронят покойников в процементированных гробах, чтобы не осквернять гниением трупа святую землю.
Оказалось, что погребение тел в саркофагах и даже сожжение на костре применялись и в древние времена наравне с отданием тел покойников птицам. Возникла, таким образом, возможность, не совершая отступления от закона, исполнять распоряжение правительства и в то же время избегнуть устарелой формы похорон, шокировавшей не только посторонних, но и многих маздеистов, получивших европейское образование. Однако в Индии и в некоторых глухих местах в Персии "дакмы" сохранились до сих пор, но это уже перестало быть общим правилом.
Учение Зороастра, изложенное им в священном писании маздеизма — Зенд-Авесте, — составляющем официальное исповедание этой религии, в настоящее время изучено европейскими учеными во всех деталях.


Но, как и в каждой великой религии, помимо учения, обращенного ко всей массе верующих, в маздеизме тоже имеется эзотерическая традиция, предназначенная для немногих избранных, способных понимать те вопросы духовного порядка, о которых не знают и не могут знать обыкновенные верующие.
Официальный зороастризм, как мы знаем, не говорит ничего о перевоплощении душ и о задаче реализовать в себе высшее "Я", после чего человеческая душа становится воистину освобожденной от колеса смертей и рождений в "проявленных мирах" и входит в область Чистого Духа.
Индусы не раз указывали парсам на недостаточность или на неполноту их учения, но если внимательно изучить маздеизм, как древний, так и более поздний, в нем можно открыть все это. Известный парсийский ученый Минохер Хормазджи Тут (3 – Cм.: Toot M.H. Practical Metaphysics of Zoroastrizm. Bombay, 1937), возражая на критику маздеизма индусами, на основании текста целого ряда пассажей из Зенд-Авесты доказывает, что Зороастр не скрыл от своих последователей учения о высшей цели.
Внешние верования — не последнее слово.
Человек есть бессмертный дух, шаг за шагом продвигающийся по ступеням последовательного развития до тех пор, пока он не достигнет сознания абсолютного бытия и не соединится с Всезнающим, Повсюду присутствующим, Бесконечным и полным Верховной любви Агурамаздой.
Упоминание о "Небесном Человеке" — о высшем "Я", о "Фраваши" имеется в Зенд-Авесте. Есть там и учение об Абсолюте и о нисхождении цепей душ в материю, т.е. о "перевоплощении".
По эзотерическому учению путь души есть непрестанное стремление к высшей цели — к верховному совершенству "farsho keretim". "Гроб, или дакма (башня, на которую кладут тела умерших для растерзания птицами) — не конец. Бессмертная Душа продвигается все дальше и дальше до тех пор, пока она не достигнет своего высшего развития и не сольется с Верховным Вневременным Бытием в бесконечности, где царит Агурамазда", — говорит Минохер Хормазджи Тут.
Высшее Бытие, учит эзотерический маздеизм, есть Абсолют, Бесконечное, Само-в-Себе утвержденное Бытие, "Агу" (Аhи). Проявляясь, становясь Началом Жизни и Света, это Само-в-Себе существующее Бытие становится Жизнедателем "Агура" (Аhиrа) и Верховным Разумом — "Мазда" (Маzdа).
"Я" человека (как и всех проявленных и сотворенных Агура-маздой сущностей во всех мирах творения), его Фраваши, есть искра Божия, его высшее "Я".
Кто очистит себя путем добрых слов, добрых мыслей и добрых дел, кто путем молитвы и духовных усилий достигнет конца духовного пути, тот реализует в себе с помощью Божией высшее "Я" и соединится навеки с Верховным Лучом Агурамазды.
Цель человека — настроить себя в унисон с Богом, стать проводником Его влияния во всем мире.
Кто приносит в жертву свое низшее "Я", тот взамен облачается в одежды бессмертия.
Долг маздеиста состоит: 1) в вере в Агурамазду, 2) в верности Зороастру, 3) в активной борьбе со злом, 4) в активном сотрудничестве с силами добра и, наконец, 5) в стремлении достигнуть реализации высшего "Я", а через это — соединения с Верховным Лучом Агурамазды.
Поэтому все те, кто интересуется учением маздеизма, должны не только изучать его предназначенную для обыкновенных верующих доктрину и все религиозные обряды, верования и праздники, но стараться проникнуть и в область эзотерического учения для немногих, в ту традицию, о которой говорит Минохер Хормазджи Тут.

В силу удачно сложившихся обстоятельств, во время моего пребывания в Персии в предпоследний год перед первой мировой войной мне привелось познакомиться с одним из учителей маздеизма и иметь с ним ряд бесед, касающихся именно эзотерической их традиции. Он с акцентом, но свободно говорил по-русски, что значительно облегчало понимание всех его объяснений.
Сделанные об этих беседах записи, вместе с другими моими бумагами, были доставлены мне из России только после второй мировой войны. Кое-что из них, в виде отрывков, было помещено мной в сороковых и пятидесятых годах в нью-йоркской русской газете "Новое русское слово" и в парижской газете "Русская мысль". Ныне же я решил соединить мои записи в отдельную книгу — в переработанном виде и со ссылками на некоторых современных авторов зороастрийцев и на другие книги.
Чтобы не осложнять, я старался избегать чуждой нам терминологии и передавать, насколько возможно, маздеистские учения нашими понятиями и нашими терминами.
Записи мои не претендуют, конечно, ни на какую научную документацию. Это лишь разговоры об отдельных вопросах — далеко не о всех. Но если духовные вибрации маздеизма, в какой-то мере отразившиеся в них, найдут отклик хотя бы у немногих читателей, я буду считать, что записи достигли цели.
Юрий Терапиано