Ульрих Бек «Космополитическое мировоззрение»
На модерации
Отложенный
Во-первых, космополитизм – это явление индивидуальное. Космополитическая парадигма не может быть основанием ни для политической партии, ни для общественного движения, ни для стратегии развития экономических институтов. Космополитизм – это способ жизни одного человека или его семьи, мировоззренческий строй души, определенный стиль в социальных и профессиональных контактах. Это свобода «для» в условиях минимизации экономических связей с государством и оптимизации культурных стереотипов национальных традиций.
Гуманизм в космополитической эстетике – это экзистенциалистское, почти художественно-драматическое преувеличение содержания мимолетных человеческих связей. В искре человеческого контакта для космополита очень важно разглядеть человека в человеке, почувствовать ранимость живого существа, одаренность его разума, бесконечную эстетическую ценность его сердечных чувств.
Космополиты- это кожа человечества. Они формируют его, человечества, интеллектуальное единство и адаптируют его миссию духовной эволюции в мире хаоса, где важны не механизмы глобального управления, а выстраивание на своём индивидуальном пути оазисов ответственности и самоконтроля.
Бек подчеркивает, что космополитическими стали сами обстоятельства человеческого бытия и связанные с ним глобальные процессы социальной и экономической реальности. При этом глобальные риски формируются внутри национальных государств или квазинациональных образований религиозного толка, что свидетельствует о регрессивной роли национальных элит, отстаивающих своё почти феодальное право на «диктат в интересах собственного народа».
Само восприятие своей роли и жизненного предназначения в рамках национальных обществ, ограничивает концепцию непрерывного личностного развития и наполнения себя глобальными смыслами эволюции. Единственная человеческая жизнь должна быть прожита в максимальном масштабе и ограничение этого права есть насилие над личностью.
Эксплуататорские интересы национальных государственных элит не позволяют индивидуальному сознанию своих «подданных» воспарить над национальной историей и увидеть себя частью просвещенного наднационального человечества.
Автор «Космополитического мировоззрения» даёт историческую ссылку на преследование евреев, как космополитов, в фашистской Германии и космополитов, подразумевая под ними евреев, в сталинской России. Удивительно точное сопоставление еврейской цивилизации с идеалами и потенциалом развития космополитизма в мировое царство справедливости, где процветание вселенской мудрости и общечеловеческих нравственных ценностей обеспечивает трансформацию национальных границ в межнациональные интеграционные потоки открытых обществ.
Во-вторых, космополитизм – это явление перспективное, являющееся футурологическим кодом развития человеческой Ментальности Единства, позволяющей преодолеть «погруженность» в национальную идентичность, исключающую мультикультурность, как основной творческий фактор построения глобального интегрированного человечества.
Бек, используя термин «интровертный неонационализм» как форму защитной идентичности от гомогенной глобальной культурной энтропии, подчеркивает его, неонационализма, иллюзорную безвредность. Национализм, как вирус восприятия в формате «наши – чужие», накапливает токсичную среду отторжения, демонстрируя пневматический эффект агрессии, просто направленной вовне.
Говоря о космополитизме, как о конструкторе идентичностей, Бек, как мне кажется, изящно подчеркивает основную свободу любого развитого разумного человеческого существа – СЧИТАТЬ СЕБЯ КЕМ УГОДНО! Сотворение собственного смысла собственного бытия – основная форма «собственности» в эру космополитизма. В первую очередь, с моей точки зрения, это связано с самоопределением в профессиональной области, то есть области накопления глобально-востребованной-индивидуальной-профессиональной-ценности космополита-кочевника, «глобального менеджера», наделенного уникальной ментальностью «субъекта-без-границ» в буквальном и переносном смысле. Хай-тек квалификация «специалистов международного класса» и станет той самой индивидуально аккумулированной «космовалютой» (своеобразной криптовалютой в физическом мире), «программой» мобильной интеграции технологических модулей управления (локализованных в свободном физическом теле и сознании), в глобальную виртуальную среду проектного управления.
Постмодернистские образы Бека совершенно справедливо указывают на уродство трансформации человека-с-родиной в человека-клиента-гостиницы-бизнес-класса.
Ментальность свободного номада ещё не нашла своих смысловых берегов, не оторвалась вполне от форматов существования в обывательском оседлом мирке повторяемых циклов животно-социального существования.
Бек подвергает жесткой критике социологический аргумент необходимости выделения нас из того, что нам чуждо для обретения нами культурной идентичности. Он называет этот тип поведения кровавым мифом, включая теорию формирования самосознания и социальной интеграции в защищенном барьерами пространстве.
Первобытному и феодальному паттерну «свой-чужой», «друг-враг», Бек противопоставляет космополитическую договорную эмпатию психологического партнерства, сформированного на глубоком понимании интересов «братьев по ментальному цеху смыслов».
Мировые СМИ и сфера мировой культуры и образования призваны к формированию необратимого процесса ГЛОБАЛИЗАЦИИ ГЛУБИННОГО ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, результатом чего и будет рождение нематериальной ткани той самой НООСФЕРЫ (антропосферы) Вернадского. При этом крайне важно не противопоставлять национальное и транснациональное восприятие и их смысловые форматы. Специфические национальные культуры постепенно вытесняются в сферу истории, то есть в сферу осмысления и частичного применения накопленного разнообразного человеческого опыта, а не рассматриваются в качестве актуальных методологий миропонимания в локальном национальном смысле.
По Беку, территориальная теория идентичности – это кровавая ошибка истории эволюции общественного сознания от частного к целому: «Не обязательно изолировать и сплачивать людей в противостоящие друг другу группы, даже если речь идет о широких национальных рамках, чтобы они осознали себя и обрели способность к политическому действию».
Контролю национальных государств в настоящий момент не подлежит социальный феномен лояльности западной культуре ценностей – от античности до эпох Возрождения и Просвещения и эстетики Силиконовой долины. Запад несомненно является лидером глобальной интеграции в культурном и технологическом планах. Причём культурное лидерство обеспечивается прежде всего высочайшим уровнем образования и науки, а на периферии – той самой пресловутой толерантностью, так агрессивно воспринимаемой национальными культурными анклавами.
Запад предлагает не «исключающую», а «включающую» дифференциацию по Беку, то есть открытую архитектуру многоуровневой ментальности современно образованного и широко мыслящего космополита.
Бек выделяет пять принципов космополитического мировоззрения: 1) осознание взаимозависимости и общности цивилизационной судьбы с учётом глобальных кризисов, 2) признание культурных и ментальных различий, но выведение их из области конфликтной актуализации, 3) гуманистическая эмпатия как основная форма культуры восприятия живых разумных и чувствующих личностей, 4) преодоление границ ментальности – теневых структур культурных границ национальной государственности, 5) «космополитизм без провинциализма пуст, а провинциализм без космополитизма слеп».
Иерархии и национальные зоны суверенитета – это инструменты выживания в процессе прохождения исторического процесса самоосмысления человечества как Единого Социума в условиях враждебного ландшафта.
Сейчас сама идея иерархий и конфликтные интересы суверенитетов представляют из себя смертельную угрозу на этапе нового эволюционного скачка человечества в «множественное единство». Космополитизм – это примирительная методология поиска компромисса в транснациональном смысловом пространстве. Мы переходим из эпохи правовой справедливости (то есть отстаивания баланса интересов) в эпоху человеческих поступков в сфере глобальной коммуникации («поступай с другими так, как хотел бы чтобы поступали с тобой»).
Прозрачность космополитически осмысленного мира без границ даёт возможность недифференцированного восприятия себя и других в многовекторном комплексе взаимного качественного дополнения. Объемное восприятие освобождает нас от субъектной ограниченности и мировоззренческого неведения, провоцирующих страх объектной локализации и защитные слепые рефлексы враждебности.
«…когда исторические фетиши государства и нации не могут упорядочивать и контролировать жизнь и взаимодействие людей, нам остается самим искать способ, чтобы восстановить свои интересы и взаимосвязи среди обломков прежних реалий. Сделать это нужно любым путём, способствующим длительному сосуществованию людей”.
Комментарии