Сечин стал угрозой не только для частного бизнеса, но и для политических элит

На модерации Отложенный

 СМИ были взбудоражены новым докладом «Минченко Консалтинг», в котором содержался вывод, что сразу же после ближайших президентских выборов (а до них осталось чуть более полугода) позиции всесильного "серого кардинала" и охотника до чужих бизнес-компаний, могущественного главы "Роснефти" Игоря Сечина серьезно пошатнутся. «Сечин, на первый взгляд, находится на пике своего влияния», — заявили эксперты. - Однако «напористый управленческий стиль» главы «Роснефти» формирует против него широкую элитную коалицию. В частности, предметом критики Сечина становится его выход за пределы собственной ответственности, финансовые результаты «Роснефти» и ее затратных международных проектов, возможные негативные последствия иска против АФК «Система» для инвестклимата в стране. К тому же арест министра экономического развития Алексея Улюкаева «стал примером нарушения негласных правил взаимоотношений».


Кроме того, аналитики "Минченко Консалтинг" заметили, что силовой ресурс Сечина заметно снизился, поскольку недавно были уволены сразу несколько близких к нему сотрудников СКР и ФСБ. Так, 29 августа "Эхо Москвы" сообщило, что влиятельнейший генерал ФСБ Олег Феоктистов, чье имя фигурировало в деле бывшего главы Минэкономразвития Улюкаева, увольняется со службы и выходит на пенсию. Ранее в суде Алексей Улюкаев заявил, что Сечин и Феоктистов организовали в отношении него провокацию взятки.

Колумнист "Росбалта" Сергей Шелин в своем обзоре "Новые особенности национальных репрессий" пояснил, что голоса тех, кто протестует против явного беспредела, включая с некоторых пор и голоса номенклатурные, в последнее время стали громче. "Это у нас ново и не по правилам. Не скулить в тайных ходатайствах, а публично требовать справедливости, хотя бы и феодальной. О том же, пусть и не заходя так далеко, заговорил сейчас на суде и Алексей Улюкаев. Обвиняя Игоря Сечина, второго-третьего человека в государстве, в устройстве ловушки, экс-министр сообщает вождю, что его, безупречного исполнителя всех высочайших приказов, не годится заманивать в капканы", - пишет публицист.

Ранее о том, что против Сечина то ли уже образовалась, то ли вот-вот образуется широчайшая коалиция представителей высшей политической элиты, недовольной его чрезмерным усилением, неоднократно говорил политолог Валерий Соловей, известный тем, что его прогнозы часто сбываются.

10 августа я писал о том, что в авторитетных изданиях стран Запада стали все чаще выходить публикации об угрозе частной собственности в России со стороны таких нарушителей всех возможных правил игры, как Игорь Сечин. Западные журналисты увидели в возрождении старых практик рейдерства наибольшую опасность для состояния инвестклимата в РФ. 18 июля корреспондент немецкого издания Handelsblatt Андре Баллен в статье ""Роснефть" решила совершить набег" заметил: "Если Игорю Сечину чего-то хочется, то он это получает, ведь 56-летний глава нефтяного концерна "Роснефть" является самым могущественным человеком в России после президента Владимира Путина". Несколькими днями ранее в Die Presse вышла заметка Эдуарда Штайнера "Как неоолигарх атакует старых олигархов", в которой автор констатировал: "Судебный процесс, который сейчас проходит в России и держит в напряжении западных инвесторов, "сильно напоминает уничтожение нефтяного концерна "ЮКОС" более 10 лет назад, когда возглавлявший его олигарх Михаил Ходорковский оказался за решеткой"".



Судебный процесс, о котором писал Штайнер, - это процесс "Роснефти" против АФК "Система". Комментируя это разбирательство, многие юристы пришли к выводы, что в данном случае речь идет не об области права, а о чисто силовом давлении с использованием админресурса. Экономист Владислав Иноземцев в статье "Разрушители стоимости: история потери денег госкомпаниями" от 7 августа увидел в снижении стоимости "Роснефти" эффект от вытеснения и недружественного поглощения в России частного бизнеса. Частный бизнес при этом пытается как-то выжить и сохраниться, адаптируясь к новой реальности. К примеру, президент уже упомянутой АФК "Система" Михаил Шамолин заявил, что если потребуется, то компания сможет привлечь 136,3 миллиарда рублей для исполнения решения суда по иску "Роснефти". В то же время Шамолин отметил, что компания сделает все возможное, чтобы уменьшить последствия этого иска для инвесторов. «Судебный спор не повлиял на операционные результаты наших портфельных компаний, которые, как и прежде, сконцентрированы на выполнении своих стратегических задач»,— сообщил он.

Однако есть предел терпению и частного бизнеса, который привык считать все возможные издержки, в отличие от госкомпаний вроде "Роснефти", расточительность и неэффективность которой уже вошла в поговорку. Так, на днях известный общественный деятель Николай Травкин (В прошлом — секретарь президиума федерального политсовета СПС по региональной политике (2005—2006), депутат Государственной Думы нескольких созывов, один из пяти сопредседателей межрегиональной депутатской группы (вместе с Б.Н. Ельциным) Верховного Совета) написал у себя в фейсбуке: "А в Роснефти... всё, что ниже миллиарда никогда и за пропажу не считалось, так, арифметическая ошибка либо опечатка бухгалтерская".

Между тем, нынешнее экономическое положение России крайне нестабильное, и сейчас, как никогда, государство заинтересовано в том, чтобы частный бизнес развивался, создавая новые рабочие места и отчисляя доходы в бюджет. 19 августа Владимир Путин подписалперечень поручений о снижении административного давления на бизнес и предпринимателей. Они касаются сокращения количества проверок и соблюдения положений УПК о содержании бизнесменов под стражей. Кроме того, Bloomberg недавно назвал министра экономики Максима Орешкина «новым фаворитом Путина», которому якобы будет поручено оздоровить российскую экономику и для этого предоставят особые полномочия. Однако руководству страны в самое ближайшее время придется выбирать между созданием условий для если не комфортного, то хотя бы сносного существования частного бизнеса и безнаказанностью нечистоплотных рейдеров, прикрывающихся связями в спецслужбах. На кону - социальная стабильность и политическая устойчивость государства.