Были ли русские верующими в 19 веке?
На модерации
Отложенный
Святитель Феофан Затворник
Созерцание и Размышление
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
Припомним себе историю судей израильских. В продолжение четырехсот лет повторялся у них следующий ход событий: как скоро отступали они от правил жизни, заповеданных им Богом чрез Моисея, и перенимали новые от соседей, тотчас же предаваемы были в плен самим учителям своим; когда же каялись и возвращались к прежним нравам, Бог посылал им избавителя и освобождал их из-под иноплеменного ига.
Если снова уклонялись - снова подпадали игу рабства, а когда исправлялись - снова были освобождаемы.
Так было раз до двенадцати, как будто нарочно для того, чтоб они, а через них и все, хорошенько затвердили тот урок, что от правил жизни, преданных Богом, нельзя уклоняться безнаказанно, и что кто поступает так, тот навлекает на себя гнев Божий и подрывает благоденствие и независимость государства.
Какого бы рода ни было это отступление, все же оно, как дело богоборное, не безопасно. У нас, например, инде (в ином месте. - Ред.) бывает, что святых постов не соблюдают, брака не считают святым и спокойно нарушают законы его, не святят дня Господня, не признают святых праздников, обращая их в гулянья, срамные потехи и тому подобное.
Все это не наши правила и обычаи, а переняты нами от соседей наших, и, конечно, не пройдут нам даром, если мы не отстанем от них и дадим им обобщиться между нами.
Побережемся же, чтобы не прогневался на нас Господь и не предал нас в руки учителей наших буйих и злонравных, как и погрозил Он нам недавно...
Порядок Божий требует, чтобы мы трудились, устрояя свой быт и благоприятное для нас течение дел наших, а успеха от трудов наших ожидали бы единственно от благословения Божия. Бог не станет помогать нам, если мы не станем трудиться, но и труд наш сам по себе не приведет к желаемому концу, если не низойдет к нему высшая помощь, и особенно, если сам труд наш будет не по Богу. Ради этого-то всякое дело, по закону божественной жизни, начинается прошением и оканчивается благодарением Богу, и вся жизнь у людей, соблюдающих такой порядок, во всех входах и исходах ее, переполнена бывает церковными молитвословиями и порядками.
Так жили предки наши, так, по большей части, живут люди степенные и доселе.
А между тем, нельзя не видеть, что молитвословие и церковность начали уже вытесняться из круга жизни нашей.
Многие живут и действуют так, как будто для них нет ни Господа, ни Церкви Его Святой; то звено, что надо обращаться к Богу и в молитвах Церкви искать себе покрова и помощи, выпало из цепи их помышлений и соображений. Они не стесняются тем, что то или другое дело их может стать в противоречие с правилами благочестия. Оттого идут в театр, когда надо бы идти в церковь; учреждают гулянья с шумом и музыкой во время церковных служб и даже близ храмов Божиих; назначают торговые дни в дни воскресные и праздничные и шатаются по рынкам, когда следовало бы предаваться молитве и богоугодным занятиям; идут мимо церкви - не перекрестятся; входя в дома - не обращаются к иконам, да и иконы-то из домов своих повынесли, словно молокане; есть даже такие, которые не считают долгом крестить своих детей.
Впрочем, всего дурного, занятого нами от соседей, не перечислишь. Довольно и указанного, чтоб увериться, что начали прокрадываться к нам обычаи, обличающие в приемлющих их богозабвение и то горестное настроение ума и сердца, по которому они сами собою желают устраивать свое счастье и благоденствие. О, не пройдет, не пройдет это нам даром, если мы не опомнимся и дадим все более и более расширяться гордыне нашей!..
----------------------------------------------------
1873 год
св. Иоанн Кронштадтский (ум. в 1908 году)
«Царства земные колеблются и падают от безверия и беззакония».
«Россия, если ты отпадешь от своей веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты, то не будешь уже Россией или Русью Святой. И если не будет покаяния у русского народа – конец мира близок».
«В последнее время люди так развратились, что потеряли всякий стыд и совесть; всевозможные беззакония у всех на виду: зависть, ненависть, клевета, богохульство, гордость, всякое невоздержание, грабежи, убийства свидетельствуют об охлаждении христианской любви. Люди не признают, что они ответственны за свои грехи, не признают души, созданной по образу Божию и по подобию, и сделались мертвецами духовными - трупом, смердящим всякими грехами.
«В нынешнее лукавое время многие и каяться стыдятся, да еще и оправдывают себя во грехах и греха
за грех не считают, но тем строже будет их судить Праведный Судия»
«А где труп, там соберутся орлы», - говорит Спаситель (Мф. 24:28). Какие это орлы? Это демоны, а также люди, исполняющие их злую волю и соблазняющие малых сих на всякие преступления и пороки. Все духовные мертвецы неизбежно становятся добычею Диавола и ангелов его».
«Тяжкие дни переживает ныне Россия, дорогое отечество наше, такие, каких не бывало во все времена существования её. Но ни на минуту не забывайте, возлюбленные, что переживаемые нами бедствия, внутри и извне, посланы на нас от праведного и всеблагого Провидения за то, что русские забыли Бога своего.
Спасителя своего так, как не бывало никогда; попрали дерзновенно все заповеди Его, и каждый стал исполнять злую волю сердца своего, вывернув наизнанку всю жизнь свою, особенно, так называемая, несчастная наша обезумевшая интеллигенция. Тяжки, крайне болезненны удары, посланные нам от Господа Бога, но это — удары и наказания отеческия, временные, для вразумления и наказания….
… И Владычица всемощная и всеблагая как бы отвратила от нас лице Свое, и мы остаемся, как покинутые сироты, без заступления. Что же это значит? Не в нас ли кроется причина всех этих безобразий, бедствий, несчастий, одно за другим поражающих нас?....
Россия забыла Бога спасающего; утратила веру в Него; оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией премудрой, святой, праведной - поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и от того неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света, - достойное возмездие за свою гордость, - за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. - Бог карает нас за грехи; Владычица не посылает нам руку помощи».
«Мы переживаем ужасные времена, по-видимому, последние, и хотя день и час будущего Страшного суда никому из людей не известны, однако есть уже признаки приближения его, указанные в Евангелии. Поэтому всем надо быть готовыми ко всеобщему суду и жить в покаянии, любви и добрых делах».
«На почве безверия, малодушия, безнравственности совершается распадение государства. Без насаждения веры и страха Божия в населении России она не может устоять».
«Россия превратилась в сумасшедший дом».
«Нам необходимо всеобщее нравственное очищение, всенародное глубокое покаяние, перемена нравов языческих на христианские. Очистимся, омоемся слезами покаяния, примиримся с Богом и тогда Бог примирится с нами».
«Обратись к Богу, Россия, согрешившая пред Ним больше, тягчае всех народов земных – обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели! Больше всех ты согрешила».
«Россию можно назвать царством Господним. Это, впрочем, только с одной стороны. С другой же — по причине безбожия и нечестия многих русских, так называемых интеллигентов, сбившихся с пути, отпавших от веры и поносящих её всячески, поправших все заповеди Евангелия и допускающих в жизни своей всякий разврат, — русское царство есть не Господне царство, а широкое и раздольное царство сатаны……».
«За безверие, пьянство и разврат следуют беды за бедами, беды величайшие, несоизмеримые: позорная война, обеднение народа, революция, голодовка, холера, мятежные две Думы….. Вот наказания Божии за отступление от веры и огульный разврат».
«Чтобы заслужить небесную помощь в тяжелых обстоятельствах Отечества, нужна твердая вера в божественную помощь, а главное - покаяние в грехах, вызвавших гнев Божий на Россию, исправление нравов, а не усиление пороков во время самого разгара войны. Праведное небо не может быть в общении с человеческими неправдами. Какое может быть общение света со тьмою, правды с беззаконием, Христа с сатаною? (ср. 2 Кор.6, 15).
Какого только еще не сделали зла русские люди и в России живущие? Какими еще не растлили себя грехами? Все, все сделали и сделают, что подвигает на нас праведный гнев Божий: и явное безверие, и богохульство, отвержение всяких истинных начал веры, разврат, пьянство, всякие увеселения вместо того, чтобы облечься в траур общественного покаяния печали о грехах, прогневляющих Бога, неповиновение начальству.
Непонятная автономия, обеспечивающая всем полную разнузданность и неповиновение начальству; своевольная, вредная для всех забастовка, полная анархия. От Бога отступили мы - и Бог от нас отступил. Отвергли мы волю Божию, живем по своей воле, и скоро увидим, к чему она приведет или привела уже. Если же друг друга угрызаете и съедаете, - говорит Слово Божие, - то берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом (Гал. 5,15). Какого же покровительства неба ждать нам, когда мы сами отвратились от Бога? Если не покаемся и не исправимся, мы будем оставлены Богом».
«Несомненно, что все отпадшие от веры и Церкви русские разобьются, как глиняные горшки (сосуды скудельные - Пс.2), если не обратятся и не покаятся, а Церковь останется непоколебимою до скончания века, и монарх России, если пребудет верен Церкви…. утвердится на престоле России до скончания века». Стоит заметить, что с такими же высказываниями пророк Иеремия обращался к нечестивым священникам и к растленному иудейскому царю Седекии (Иер.22:1-5).
«А теперь исчезла правда, и повсюду неправда и в печати и в жизни... Чего ожидать впереди, если будет продолжаться такое безверие, такая испорченность нравов, такое безначалие? Снова ли приходить на землю Христу? Снова ли распинаться и умирать за нас? Нет! полно глумиться над Богом, полно попирать Его святые законы.Он скоро придет, нопридет судить мир и воздать каждому по делам... Может быть, скоро услышим мы грозную весть: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща»
«Правители-пастыри, что вы сделали из своего стада? Взыщет Господь овец Своих от рук Ваших!.. Он преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою… Господь преимущественно назирает за поведением архиереев и священников, за их деятельностью просветительною, священнодейственною, пастырскою... Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своим паствам многих иерархов и вообще священнического чина».
«Из обличений Лаодикийских предстоятелей ясно,- что равнодушие пастырей будет последним явлением церковной жизни при необычайном развитии материальной обеспеченности. Наступит такое явление: церковь без благодати Св. Духа, пастыри - пасущие сами себя, проповедь - звуки голоса. Куда будет стремиться такая церковь? Как блуждающая комета стремится куда-то и сталкивается с другою кометою, так и блуждающая церковь стремится к слиянию с другою блуждающей церковью, которая есть синагога сатаны».
«Люди впали в безверие оттого, что потеряли совершенно дух молитвы или вовсе не имели и не имеют его... князю века сего простор для действия в сердцах таких людей; он господин в них… Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты; безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, и если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и за свои беззакония».
«Господь, как искусный врач, подвергает нас разным искушениям, скорбям, болезням и бедам, чтобы очистить нас, как золото в горниле.
Душа, закосневшая в грехах всякого рода, не легко поддается чистке и врачеванию, но с большим принуждением и терпкостью и только чрез долгий опыт терпения и страданий осваивается с добродетелью и начинает горячо любить Бога, Коего была чужда, научившись всяким грехам плотским. — Вот цель бед и скорбей, насылаемых нам Богом в этой жизни!
Они нужны как отдельным лицам, так и целому народу, погрязшему в нечестии и пороках. Русский народ и другие, населяющие ее племена, глубоко развращены; горнило искушений и бедствий для всех необходимо, и Господь, не хотящий никому погибнуть, всех пережигает в этом горниле. По делом! Если сознаем свои грехи, обратимся к вере, покаемся, изменимся к лучшему, с Божией помощью, — тогда и Господь обратит к нам светлое Лице Свое и помилует нас, и даст нам благословение, изобилие и мир. — А если нет, то будем таять в бедах наших».
«О мир прелюбодейный и грешный, враждебный Богу и человеческому спасению! Ты и рожденных от воды и Духа чад Божиих, детей христианских родителей, стараешься всеми силами отторгнуть от Бога и отлучить от вечной жизни, ибо и воспитываешь их в своем крамольном богоотступническом духе - в духе светских страстных писателей, мечтающих только о так называемых земных благах, о наслаждениях и успехах, отрывая их от Бога, от Неба, от Церкви, от ее небесных, святых, блаженных и вечных глаголов».
«Человечество находится во многобедственном, плачевном состоянии греховной бури и треволнений. Слезно надо всегда молиться Богу за людей - да утолит бесовскую бурю грехов и страстей и направит человечество к тихой пристани Своей святой воли».
«Душа человеческая, по образу и подобию Божию сотворенная, скрытая и подавленная бесчисленными страстями. Что такое поле? Это мир прелюбодейный и грешный, подавляющий душу, или грешная плоть наша - как великое поле, поросшее тернием страстей. Немногие находят это сокровище, немногие радеют о душе и о её спасении, все почти заняты житейскими пристрастиями о плоти своей, об угождении чреву, о приобретении богатства, чести, славицы земной. Вспомни притчу о званных на вечерю: …много званых, а мало избранных (Мф.20:16)».
«Только Церковь Божия на земле обладает всегдашним миром и будет обладать им до скончания века, а мир прелюбодейный и грешный, отступивший от Бога и Его праведных законов, мятется и будет до конца своего смущаться от своих заблуждений, от своих всезаразительных и пагубных страстей, от бесчеловечных браней и внутренних крамол, от своего безумия».
«В этом безумии он восстает на бесконечный и совершенный разум Божий и во всех своих умствованиях и действиях дерзновенно противится ему, мечтая, что он сам собою, этот несмысленный разум человеческий, устроит благо человечества наилучшим образом и достигнет совершенства. А достигает ли и достигнет когда? Никогда. Дерево познается по плодам. Смотрите же на эти плоды нынешней цивилизации - кому они приятны и полезны?»
«Россия мятется, страдает, мучается от кровавой внутренней борьбы, от неурожая земли и голода, от страшной во всем дороговизны, от безбожия, от крайнего упадка нравов. Злые времена – люди обратились в зверей, даже в злых духов. Ослабела власть. Она сама ложно поняла свободу, которую дала народу. Сама помрачилась умом и народу не дала ясного понимания свободы. Зло усилилось в России до чудовищных размеров и поправить его почти-что невозможно».
«Нравы всех сословий русского народа ныне крайне расслабли. Жизнь обыденная воссмердела всякими грехами – вероотступничество, неведение Бога, богохульство, особенно в ученом сословии, сделались как бы повальными и общими, разврат вошел в ежедневный обычай, печать и литература пропитаны соблазном. Все так или иначе изменили и изменяют Богу, оставили Господа, и праведный гнев Его возгорелся. Общественные бедствия нас постигают за всенародные тяжкие грехи и беззакония».
«Нынешние переучившиеся интеллигенты, отчуждившиеся от своей Матери-Церкви, пренебрегают дивным домостроительством Божиим о нашем спасении и самыми священными изображениями дел Божиих и святых Его, но зато интересуются до безумия декадентской живописью и скульптурой. Иные бросают в эти образы сладострастия большие суммы, но зато с брезгливостью и отвращением относятся к бедным, жалея для них и копеек».
«Как люди измельчали, принизились, развратились, утратив совершенно дух христианский, и стали язычниками, а иногда и хуже их по животному образу жизни. К такому состоянию нравов привела нашу интеллигенцию и отчасти простой народ разнузданная печать, особенно подпольная. Долго она домогалась полной свободы и наконец достучалась. Так или иначе, но этот серп пожнет нас. Страшный Суд ждет человечество».
«В настоящее время всякие неправды как море покрывают землю, своеволию человеческому нет конца, всяким заблуждениям и порокам широко отверсты двери. Законы Божии попраны; твари забыли своего Творца, грешные люди в гордости своей возомнили себя неповинными; оскверненные всякими нечистотами, забыли нечистоты свои. «Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего» (Ис.1:3), а христиане отверглись от Христа своего, Спасителя своего, искупившего их кровию Своею от проклятия и смерти.
«От подошвы ноги до темени головы нет» в обществе здорового «места: вся голова в язвах, все сердце изчахло, язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис.1:6-9). А вот эти слова пророка идут прямо к нашему времени: «в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» (Ис. 3:5)».
«Ученые мира сего, разглагольствующие с кафедр в высоких учреждениях государства, и во всяких других, вы — учащие и учащиеся, особенно в высших учебных заведениях, но для Бога самых последних и отверженных по духу мятежа и непокорности властям, — посылаю и вас к яслям Вифлеемским, — отбросьте вашу гордость перед вашим Творцом и Спасителем и единственным истинным Учителем, и смиритесь пред Тем, Кто принес на землю мир от Отца небесного и благоволение человекам, кто повиновался земному кесарю. Не забудьте, что Он есть камень, на который кто упадет, разобьется, а на кого он упадет, раздавит его (Мф. 21,44).
Вы с высоты ваших кафедр презрительно относились к Господу Богу Слову Вседержителю, не замечая, что погибель ваша не дремала. Вы разбились об Него и Он вас раздавил, да так раздавил, что неизвестно, где и кости ваши валяются. В эмиграции тоже немало именующих себя профессорами, которые учат молодежь, что Христос — мифическая личность, что Его вовсе не было».
«...Мы не боимся нынешних лаятелей на …Церковь, ибо Подвигоположник наш и всемогущий Глава Христос всегда с нами есть, и пребудет до окончания века, и нынешнее смутное время послужит только к большей славе Церкви Божией».
«Не в мирное, а безпокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкаго попрания законов Божеских и человеческих; во время безсмысленнаго шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе чрез меру: ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что царство русское колеблется, шатается, близко к падению».
«Какое страшное возмездие стыдящимся Христа за их ложный, преступный стыд! Что ожидает в будущем тех, кто устами, делами и всею жизнию отрекаются от Него к погибели?»
«Революция религиозная зажгла революцию социальную. С этого времени внутренний мир в обществах человеческих нарушился, брат восстал на брата, убийство сделалось нормальным явлением. Вот конечный результат подавления истины неправдой. Отсюда недалеко и до полного отвержения Евангелия Господа нашего Иисуса Христа.
Как брат восстал на брата, так и народ восстал на народ. Подан сигнал к средоточию народностей, чтобы сильным угнетать слабых. Сосредоточенные властолюбивые народы стали готовиться к братоубийственному истреблению соседей и для этого усиливать свои ополчения до размеров, во времена христианства невиданных».
«Посмотрите со вниманием на жизнь современнаго человека, как она неестественна, не говорю уже — неблагодатна, как нехристиански провождается. Посмотрите, как он извратил самыя наслаждения чувственныя. Для обоняния и вкуса, и отчасти для самаго дыхания, он изобрел и воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым — принося это, как бы постоянное кадило, демону, живущему во плоти, — заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний, а прежде всего пропитывается этим зловонием сам, — и вот вам постоянное огрубление своего чувства и своего сердца поглощаемым постоянно дымом не может не действовать и на тонкость сердечнаго чувства; он сообщает ему плотяность, грубость, чувственность.
Чрево — стало идолом; постов многие совсем не держат, считая их тягостными; пирования и пьянство сделались явлениями постоянными; деньги — стали положительно современным кумиром, и для легкаго приобретения их люди не пренебрегают никакими средствами, как бы они ни были неблагородны, нечестивы; все помыслы, заботы, забавы….».
Иоанн Кронштадтский воспринимает русско-японскую войну как кару Божию: «Еще только начинается война, а что будет впереди — одному Богу известно. Нужно для России немедленно покаяние всех сословий, исправление нравов, отрешение от безумного безбожия, смирение и благоговейное отношение к заповедям Божиим и тщательное исполнение их, милосердие и сострадание к обиженным и бедным. Нынешняя японская война вызвана тяжелыми грехами России...».
«Настоящая кровопролитнейшая война наша с язычниками есть также праведный суд Божий за грехи наши. Приближение окончательного, всемирного, страшного суда Божия ускоряется страшным разлитием зла на земле. В настоящее время всякие неправды, как море, покрывают землю; своеволию человеческому нет конца, всяким заблуждениям и порокам широко отворены двери» (1905 г.).
«Отчего нет мира в государстве, в Церкви? Оттого что люди отвратились от Бога - Источника и Царя мира, от Церкви - хранительницы, носительницы мира Божия; все пошли стороною от Бога, почему и Он пошел к ним стороною и дал дары мира язычникам-японцам; оттого во всех классах людей русских смятения, беспорядки, непослушание и неповиновение».
«Полтора года Россия ведет страшно кровопролитную и разорительную войну, и при всей изумительной доблести и храбрости наших войск мы еще не победили язычников, вероломно нападающих на нас. И не мы их, а они нас побеждают. Где обычная в прежние времена помощь Твоя, Господи? Ныне и Ты против нас. Ты оставил нас за беззакония наши...».
«В настоящей Японской войне восстал против Бога, против церкви Христовой исконный враг Бога и человеков диавол и будет побежден Христом. Война вызвана безбожием и безнравственностию русского всесословного мира и войною дается ему горький урок.
Нынешние интеллигенты наши свели на нуль, на ничто, все благостное и премудрое Домостроительство Божие о спасении рода человеческого; свели к нулю в своих безбожных писаниях св. церковь, основанную непоколебимо на земле Богом; уничижили Крест Христа Искупителя; священное откровение или слово Божие, благодать священства, законы божественные, наместо коих вводят свои плотские, растлевающие нравы законы; возвели в культ удовлетворение своим плотским страстям; поставили свой разум на место разума Божия, незаконные разводы с женами возвели в закон, а слово Божие толкуют превратно, и тем смущают людей веры и благочестия.
Да отрезвит нас настоящая жесточайшая война, и да обратятся все к Богу и к Церкви Его, все заблудшие сыны и дщери России. Господи, Ты исправи растленные нравы наши, и научи нас всех славить Тебя Отца нашего небесного праведною жизнию».
Россия не услышала своих святых.
Комментарии