Доходы россиян: падению конца не видно

На модерации Отложенный

Реальные располагаемые денежные доходы населения РФ в январе-июле 2017 года, по данным Росстата, снизились на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. При этом ВВП вырос на 1,5%, а рост зарплат составил 4,6% в реальном выражении. Эксперты считают, что почувствовать на себе выход из рецессии россиянам мешают высокие налоги, рост цен, низкие пенсии и более чем умеренные цены на нефть.                                                                                                                                                                                           

Средней размер заработной платы в России в июле составил 39 355 рублей, что в реальном выражении на 4,6% больше, чем в июле 2016 года. Такие данные содержатся в ежемесячном докладе Росстата о социально-экономическом положении страны. В целом за январь-июль рост размера средней зарплаты в реальном выражении составил 3% к аналогичному периоду 2016 года.

 

 

Растет также ВВП, хотя и не так динамично, как прогнозировало Минэкономразвития, — всего на 1,5% за первое полугодие 2017 года вместо ожидаемых 1,7%.

Однако реальные располагаемые денежные доходы населения РФ продолжают снижаться: в январе-июле 2017 года они, как отмечает Росстат, сократились на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Реальные располагаемые денежные доходы на душу населения — это доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на инфляцию.                                                                                                                  

После того как в июне реальные денежные доходы населения стабилизировались на уровне июня 2016 года, в июле они опять продемонстрировали отрицательную динамику, снизившись на 3,1% по сравнению с предыдущим месяцем и на 0,9% по сравнению с июлем 2016 года.

Реальные доходы населения сокращаются уже четвертый год подряд: в 2014 году снижение составило 0,7%, в 2015 году — 3,2%, в 2016 году доходы упали на 5,9% в реальном выражении.

Ничего удивительного в такой динамике нет, отмечает заведующий центром анализа социальных программ и рисков института соцполитика НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. Рост ВВП более чем умеренный, серьезных прорывов в экономике нет, рост зарплат не превышает 3%, отмечает эксперт.

 

 

Кроме того,

на фоне пусть небольшого, но роста зарплат пенсии в реальном выражении снижаются, особенно после единовременной выплаты в январе, что, безусловно, вносит свой вклад в снижение общего показателя.

Также нужно учитывать, что в нынешних условиях часть россиян предпочитают не платить налоги и уходят в теневой сектор, поэтому какая-то часть доходов не учитывается, несмотря на имеющиеся у Росстата методики, добавляет Смирнов.                                                                                                                                                      

По данным Росстата, в первом квартале 13,4 млн россиян, или 18,7% от общего числа занятых, работали в теневом секторе.

Среди мужчин неформально трудятся 20,2%, среди женщин — 17,2%.

Как ранее писала «Газета.Ru», по итогам первого квартала объем теневых зарплат увеличился на 20%, до почти 2,4 трлн рублей.

По данным опроса ВЦИОМ, третий месяц подряд первое место в списке проблемных тем россиян занимают низкие зарплаты и уровень жизни в целом — в июле на них указывали 24% респондентов (против 18% в январе 2017 года и 14% в июле 2016 года). Каждого пятого (21%) беспокоит проблемное состояние экономики.

В снижении уровня доходов не последнюю роль играет очередной рост на рынке потребительского кредитования: граждане, почувствовав небольшое увеличение зарплат, поспешили взять кредиты, увеличив свою кредитную нагрузку, считает аналитик «Алор Брокер» Сергей Королев.

Доля просроченных потребкредитов официально составляет сейчас около 21%, а неофициально — раза в 2 больше, отмечает он.

Задолженность населения по кредитам перед банками продолжает расти. По данным экспертов Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, к 1 июля 2017 года задолженность составила 11,2 трлн руб. В 2014–2016 годах этот показатель в среднем составлял 10,5–10,7 трлн руб.

                         

Для роста реальных доходов кроме прочего необходимо, чтобы цены на товары и услуги росли как минимум более медленными темпами, чем доходы. Сейчас же этого не происходит, а роста экономики как такового тоже нет, рассуждает руководитель маркетингового агентства «Алехин и партнеры» Роман Алехин.

«Мы пока наблюдаем только отскок от нижней точки падения. Говорить о стабильном росте пока не стоит,

особенно на фоне новых санкций и сложной геополитической обстановки», — считает он.

Растет налоговая нагрузка, цены, тарифы ЖКХ, бензин и другие энергоносители, добавляет Королев.

«Много будет зависеть и от курса рубля, как он поведет себя в начале осени: если доллар начнет дорожать из-за действий крупных корпораций на валютном рынке, то цены на импортные товары вырастут дополнительно, и это снова приведет к снижению реальных располагаемых доходов», — отмечает аналитик.

Доктор экономических наук Сергей Смирнов резкого роста экономики и реальных доходов населения не ожидает.

«Будет плавное увеличение, прорывов, какие мы наблюдали в 2000-е гг. на фоне растущей нефти, не будет», — отмечает он. Тогда был упущен шанс для проведения реальных структурных реформ, сейчас любое преобразование оборачивается снижением социальной нагрузки государства, добавляет Смирнов.

Королев полагает, что ситуация с низкими реальными доходами будет сохраняться до тех пор, пока остаются относительно низкими цены на нефть. «$50,7 за баррель Brent — это слишком мало, чтобы наполнить государственный бюджет, а значит, государство будет продолжать увеличивать налоговую нагрузку», — отмечает аналитик.