Конфликт цивилизаций в одной отдельно взятой стране.

На модерации Отложенный

Господствовавшая в 20 веке идея универсальности развития всех стран и народов ныне, в 21 веке, терпит полный крах - последовательный провал политики "мультикультурализма", перманентный кризис ЕС - содружества стран, имеющих общий культурно-исторический путь развития, постоянно вспыхивающие по всему миру острые конфликты ясно указывают на то, что вожделенная "симфония народов" в обозримом будущем состояться не сможет. Именно о таком, а не о скором "благостном" единении народов мира предупредил человечество С. Хантингтон в своей знаменитой работе "Столкновение цивилизаций".

            Тем не менее, "фабрики мысли" в основном управляемые специалистами США, без устали навязывают всем странам и континентам "мировую гармонию", которую сможет по их мнению установить только единое мировое правительство, которому и должно быть переподчинено по замыслу архитекторов нового мирового порядка распоряжение всеми ресурсами планеты Земля, начиная от минеральных и кончая людскими (см. например "Гуманистический манифест 2000", подписанный в т.ч. рядом академиков РАН и в котором целый раздел посвящен идее создания мирового правительства). Разумеется, в своих действиях единое для всех правительство, после торжественного объявления "конца истории", должно руководствоваться исключительно ценностями западной цивилизации - "авангарда" человечества.

            Очевидно, что в этих тщательно подготовленных документах и уже разработанных планах заключается явная угроза суверенитету и независимости всех народов и стран мира. И Россия в этом списке исключением не является.

 

            Но, в отличие от прочих государственных образований, положение России перед лицом экзистенциональной угрозы потери независимости много хуже, чем оно есть у других стран. Дело в том, что для нас это не просто угроза, стоящая на пороге, а свершившийся факт - она уже проникла в наш дом и разлагает его изнутри точно по выражению Христа - "дом, разделившийся сам в себе - падет". Конфликт цивилизаций по Хантингтону уже давно присутствует в нашем доме, временами затихая и разгораясь вновь с новой силой. Погаснуть совсем он никогда не сможет, поскольку конфликт цивилизаций это прежде всего мировоззренческий конфликт, затрагивающий основополагающие ценности жизни. И именно поэтому ни примирение, ни компромиссы в этом конфликте невозможны изначально, по определению.

            Мы говорим о конфликте "западной" и "православной" цивилизаций по классификации Хантингтона, имеющему место только в одной стране - в России.

             Коротко об истории и сути конфликта.

            Основа православной цивилизации, включающей в себя также значительную часть исламской культуры, построена на мироощущении русского православного крестьянина - общинника, который убежден, что все люди - братья и обязательно должны быть счастливы, поскольку имеют на это полное право от бога уже по факту своего рождения. Космос русской православной цивилизации - мировая гармония и благополучие для всякой божьей твари, для всякого самого несчастного создания.

 

            Основа западной цивилизации - кальвинизм с его доктриной предопределения, по которой только богоизбранные имеют шанс на райскую жизнь, остальным же вне зависимости от их земных потуг уготовлен ад - это "отбросы" общества в любом случае. Пуритане, например, не крестили детей пьяниц - на них уже "стояла" печать божьего проклятья. По той же причине детский писатель Свифт, автор "Гулливера", предлагал "обреченных" детишек из бедных ирландских семей пускать на шашлык - для услады англичан - гурманов.

 

            Понятно, что пропасть между основополагающими ценностями обеих цивилизаций не могла не привести к соответствующей пропасти в нормах, морали, нравственных устоях, традициях и обыденной жизни человеческих обществ, выстроенных на столь различных мировоззренческих платформах. Эти различия хорошо просматриваются в культурно-исторической ретроспективе. В исламе бедным людям было принято отдавать 10-ю часть дохода. У русских - нищих, калек, бродяг садили за общий стол, кормили или просто подавали съестное Христа ради.
В продвинутой либеральной Англии бродяг, попрошаек и нищих без долгих расспросов аккуратно вешали на ближайшем суку. Правительство США выплачивало награду за скальп индейца в размере 2 доллара, даже если этот скальп принадлежал 12-летнему ребенку. Возможно ли представить себе русского мужика - крестьянина с азартом гоняющегося за басурманским ребенком, чтобы содрать с него скальп? В 17- 19 веках работорговцы на Западе - уважаемые бизнесмены, но не для русских - русские моряки преследовали работорговые судна по всем морям и при задержании капитана и помощников вздергивали на реях и тоже без долгих разговоров. Плененных освобождали. Подобных примеров можно привести множество. Даже сами американские историки признают высокогуманное отношение к иным народам, которое русские проявили в т.ч. при освоении Аляски.

 

            Конфликт цивилизаций в нашей стране был заложен Петром I. Но в 18 веке он носил латентный характер и в обществе практически никак не себя не обнаружил. Публичным этот конфликт стал в 19 веке и уже явно проявился в среде декабристов - именно тогда четко оформились две непримиримые точки зрения на оптимальную форму государственного устройства России - представительная демократия Пестеля с безусловным правом каждого члена общества на равнодоступность к национальным "благам" и полноправное участие в политической и общественной жизни; и оппонирующая Пестелю конституция Муравьева, исполненная на западный манер и открывавшая свободный путь дикому капитализму и беспрепятственному произволу нарождавшейся тогда буржуазии (как они тогда говорили "аристократии богатств") с откровенным ущемлением прав простого народа и окончательным затверждением деления нации на две расы - рабов и господ.

 

            Далее произошло деление общества на западников и славянофилов. Бескомпромиссная борьба этих двух партий проходила с переменным успехом, так и не выявив победителя. Однако в конце века на политической арене появилась ультрамодная западная теория - марксизм, которая очаровала всю русскую интеллигенцию. Не быть марксистом тогда считалось верхом неприличия. Поэтому славянофильство вместе с народничеством было отринуто с пролетарской ненавистью подавляющим большинством русского общества. И неизвестно чем бы закончилась эта полная победа западников, если бы гению Ленина не удалось адаптировать "единственно верное учение" под нужды крестьянской России, под надежды и чаяния русского мужика-крестьянина - "темный, реакционный " класс по Марксу.

            Ревизионистская ленинская модель марксизма совершила ВОСР и вновь собрала совершенно разваленную до того западниками Великую Россию под флагом СССР. Этой модернизированной Лениным теории удалось совершить и третье чудо - победить могущественного врага и выстроить вторую сверхдержаву мира. Таким образом в советский период застарелый конфликт утратил свою остроту благодаря оригинальному синтезу западнической инновации с русской традицией.

 

            Но, к сожалению, достойной смены поколению победителей, понесшему большие потери в непрерывной напряженной борьбе, увы не нашлось. Вместо творческого осмысления бесценного опыта отцов, дети победителей, не утруждая себя анализом их великих свершений и не напрягая мозги в мучительных поисках дальнейших путей развития своей родины, все, как по команде, обратили свои страждущие взоры на Запад и злосчастный конфликт вспыхнул в нашем обществе с новой силой.

            На этом закончим краткий экскурс в историю отметив лишь то обстоятельство, что обсуждать ту и другую мировоззренческую платформы (нашу и западную) с позиций нравственности нет никакого смысла - ни та, ни другая ни хорошие, ни плохие - они просто РАЗНЫЕ и объективно существуют таковыми уже многие века, поэтому измениться или враз исчезнуть они не могут. Этот факт нужно твердо себе усвоить.

 

            Для нас же важна та констатация, что вместо исконного духа соборности, коллективизма, взаимовыручки и сотрудничества в нашем обществе сегодня безраздельно царит чуждая нам доктрина индивидуализма, стяжательства, войны всех против всех. Вопиющее противоречие между духовными основами жизни, впитанными нами с молоком матери, между нашим мироощущением вселенской гармонии с одной стороны и царящей вокруг нас разлагающей атмосферой чистогана, шкурничества и наживы с другой стороны, туманит наш разум, парализует нашу волю, лишает надежд на обретение счастья, уверенности и спокойствия в будущем.

Наш народ рассыпан на атомы, отсутствуют общие цели, сбиты нравственные ориентиры. Прежние идеалы, священные символы поруганы, оплеваны и выброшены на помойку кроме одного - Великой Победы. Но и он подвергается непрерывным атакам извне и изнутри. В таких условиях сохранить единство народа, нации, цивилизации представляется совершенно невозможным и долго так продолжаться не может.

            "При таком расколе, такой интенсивности и масштаба, цивилизация деградирует или распадается. Признаки – катастрофические сдвиги важных частей исторической евразийской цивилизации России (Украина, Кавказ, Средняя Азия).
Постсоветское пространство – больная цивилизация на распутье. Лечение не определено".

                                                                                                          С. Г. Кара-Мурза

 

            В результате нашествия чуждой нам идеологии мы утратили свою национальную, цивилизационную идентичность, которая собственно и связывает отдельные атомы-индивиды в единый народ, цивилизацию. При этом наше положение оказалось гораздо хуже того, в котором застыл васнецовский былинный витязь. Он застрял на распутье: мы же сошли со своей дороги, но на чужую так и не вышли и вот уже почти 30 лет бредем в непролазных дебрях и непроходимых болотах в надежде хоть куда-то выбраться.

            После этих многотрудных, почти моисеевских блужданий возникает естественный вопрос - а есть ли у нас вообще такая возможность - выбраться на вожделенную столбовую дорогу, которую нам указала западная цивилизация?

             К сожалению, или к счастью, на этот вопрос может быть только один ответ - нет, это невозможно, путь западной цивилизации мы не сможем повторить ни при каких условиях. Дело в том, что характер, дух, менталитет, так называемая "матрица" народа, нации, цивилизации шлифуется столетиями под влиянием огромного числа факторов и потому всегда является уникальной и неповторимой. Любая попытка механистического привития "чужой" матрицы обречена на провал и в лучшем случае будет отвергнута подавляющим большинством народа. В худшем же случае такая попытка разрушит "прививаемую" цивилизацию до основания, но породить свой собственный клон никогда не сможет.

            Для того, чтобы мы успешно встали на западный путь развития нам совершенно необходимо пройти Реформацию, религиозные войны с умерщвлением трети населения, Просвещение, взращивание культа индивида, становление и развитие капитализма и т.д. Можно к тому присовокупить и более древние штучки - Ганзейский Союз, римское право, греческие полисы. Но это физически невозможно. К тому же ничего подобного у нас не было, а была тишь да гладь, да божья благодать - вековая размеренная жизнь в соборности и в единстве веры.

 

            Но может быть все это не так страшно и с помощью какого-то специального блиц- курса мы сможем наверстать упущенное? Ответ и на этот вопрос будет категорически отрицательным. Характер, дух народа, его единственную и неповторимую матрицу, в основе которой лежит уникальная шкала ценностей за короткий промежуток времени изменить нельзя. Напротив, можно утверждать, что в духовной жизни народов существует некий закон сохранения национальной идентичности, по которому характер народа, его дух сохраняются весьма продолжительное время - в веках. Самый выдающийся пример подтверждения существования такого закона - народ Израиля, который, бережно сохраняя на протяжении тысячелетий свой язык и все свои самобытные народные черты в неприкосновенности, после 2000 лет рассеяния по всему белому свету снова собрался и создал свое государство под тем же именем, на том же месте, с теми же духовными ценностями и традициями.

 

            Разумеется, в каждом обществе всегда были и всегда будут "белые вороны", которые в зависимости от обстоятельств могут превращаться в диссидентов, маргиналов и отщепенцев. Среди коллективистов вполне могут существовать эгоисты-индивидуалисты и наоборот - в среде общества индивидуалистов - коллективисты. Понятно, что от того, что вектор их устремлений и чаяний не совпадает с общим вектором устремлений и идеалов большинства народа, такие отщепенцы испытывают постоянный дискомфорт, стресс, их "инаковость" несомненно причиняет таким людям глубокие нравственные страдания, которые они вынуждены скрывать в условиях стабильного общества.

            Но в условиях дестабилизации общества, а тем более в точках "бифуркации" эти белые вороны, вылезая из катакомб, могут играть ведущую роль в обществе, провоцируя в нем конфликты, сталкивая его в неопределенность, хаос и в конечном счете в гражданскую войну. Ведь гражданская война - это прежде всего война ценностей, а не классов, как нас тому учили в советской школе. А раскол общества по ценностным предпочтениям, как говорилось выше, преодолеть очень сложно - это, например, наглядно показывает ведущаяся нынче война с памятниками в США.

 

            И наша гражданская война между нашей, евразийской и западной цивилизацией погасла лишь на советское время. Она возобновилась с конца 80-х, приобретя характер "холодной" гражданской войны. Но теперь стороны поменялись местами - сегодня в катакомбах находимся мы - наследники Третьего Рима.

 

            Отсюда нетривиальный вопрос - так что же нам делать?

            В первую голову мы ни в коем случае не должны допустить горячей гражданской войны, и лучшее средство для реализации этого табу - широкая народная демократия - референдумы, выборы, легальные манифестации, общественные дискуссии, умение вести продуктивный диалог среди различных общественных слоев и т.п. Демократический выбор народа должен играть решающую роль - проголосует большинство народа за богоизбранных господ - ради бога, продолжаем отсиживаться в катакомбах, отплясывая в стесненных условиях под дудку либерастов -западников.

            Но если большинство народа поддержит нас, крестьян - общинников - товарищей, то тут уж будьте любезны богоизбранные господа - все кроме услуг и ширпотреба - государственное, и в первую очередь финансовый бизнес, всеобщая занятость (но не трудовая повинность, а обеспечение всех желающих рабочими местами), максимальное допустимое соотношение зарплат 1:6, равнодоступность здравоохранения, образования, отдыха, государственная забота о семье, детях, престарелых и т.д.

 

            Во-вторых нам необходимо размежеваться с нашими доморощенными западниками и посмотреть друг на друга, оценив возможности свои и нашего противника. Но при этом необходимо обойтись без мордобоя - мордобой в данном случае будет означать горячую гражданскую войну.

 

            Ну и в - третьих. Мы обязаны обращать в нашу веру всех наших соотечественников, открывая им глаза на скрытую и явную ложь либерастов и одновременно призывая вернуться к нашим национальным корням - соборности, товариществу, взаимопомощи и взаимовыручке, сотрудничеству всех слоев, возрастов и групп населения. Тем более что в наше время сделать это совсем не трудно - сама жизнь в 21 веке ставит жирный крест на основополагающей доктрине западной цивилизации - свободной конкуренции и свободном рынке, купи -продажных отношениях между людьми, поскольку большая часть трудовых ресурсов очень скоро перекочует в разряд отбросов (по прогнозам специалистов роботы через 20 лет отберут рабочие мета у половины ныне занятых), а оставшиеся трудяги эту ораву прокормить физически не смогут.

            Так что альтернативы основополагающей ценности нашей православной цивилизации - всемерной заботы каждого о каждом, и прежде всего государства о каждом взрослом и ребенке просто не существует и наше будущее - патерналистское государство, общенародный этатизм.