Бывших полицейских в Татарстане привлекли к уголовной ответственности за пытки

Следственный комитет России привлёк в качестве обвиняемых четверых сотрудников полиции по делу о гибели после пыток в отделе полиции «Юдино»
задержанного в феврале 2012 года

заместителя директора Казанского техникума железнодорожного транспорта Павла Дроздова.
Об этом «Медиазоне» сообщила правозащитная организация «Зона права».

Кадр: камера видеонаблюдения
Четверым бывшим сотрудникам полиции Казани (Татарстан) предъявлены обвинения по статье «Превышение должностных полномочий с применением насилия» (пункты «а», «б» части 3 статьи 286 УК). Об этом в среду, 9 августа, сообщили «Медиазоне» в правозащитной организации «Зона права».
Как уточняет издание, речь идет об Эдуарде Болгарове, Олеге Бачурове, а также братьях Сергее и Алексее Петикиных. По версии следствия, 1 февраля 2012 года они и участковый Андрей Маркунин (скончался в том же году) заковали в камере «в позе ласточки» административно задержанного 45-летнего Павла Дроздова. Через 20 минут мужчина умер.
По мнению правозащитников, между действиями полицейских и смертью мужчины есть прямая причинно-следственная связь.
Следственный комитет России (СКР) возбудил уголовное дело по статье о превышении должностных полномочий спустя восемь месяцев после смерти Дроздова. За несколько лет следователи вынесли четыре постановления об отказе в возбуждении дела и три постановления о прекращении уголовного дела. Все они были признаны судом незаконными и необоснованными. Только после регистрации жалобы в ЕСПЧ (она состоялась в июне 2017 года) СКР удалось привлечь четверых бывших полицейских в качестве обвиняемых.
В марте 2017 года в Свердловской области пять бывших сотрудников полиции
были осуждены за пытки задержанных.
Мать Павла Дроздова не выдержала переживаний
45-летний Сергей Дроздов похож на брата Павла: такая же форма лица, такие же светло-голубые глаза. Он уже привык к расспросам СМИ о смерти брата. С тех пор, как не стало Павла, прошло больше полутора лет. Недавно Сергей похоронил матьМарию Павловну: она умерла от инфаркта, не выдержав переживаний.
Павел Дроздов погиб 1 февраля 2012 года, связанный в позе «ласточка» (ноги и руки стянуты за спиной) лицом в пол.

Павел очень любил детей. Снимок 2008 года. Фото: Из личного архива / Сергей Дроздов
В тот день замдиректора Казанского железнодорожного техникума вместе с приятелями отмечал день рождения друга в местном восточном кафе и был задержан за погром в заведении. Как позже утверждало следствие — ломал мебель. Нарушителя спокойствия доставили в отделение полиции «Юдино» и поместили в камеру для задержанных по «административным» статьям.
«Дежурившие в ту ночь полицейские рассказывали нам, что брат вел себя в камере агрессивно: кричал и бросался на дверь.
Тогда они решили надеть на него наручники. Через некоторое время Павлу стало плохо, а вызванные врачи уже ничего не смогли сделать – брат умер», — рассказывает с горечью Сергей Дроздов.

У Павла Дроздова осталось четверо детей, трое из них – несовершеннолетние. Фото: Из личного архива / Сергей Дроздов
По словам мужчины, тревожный звонок о смерти брата он получил от матери, к которой ночью приезжал наряд полиции, чтобы известить о смерти Павла. Родителей забрали в ОП «Юдино» и рассказали о том, что Дроздов погиб внезапно.
«Мы всегда были вместе: оба учились в школе №68, окончили строительный техникум, оба сначала работали на железной дороге, а потом трудились над открытием метрополитена в Казани», — вспоминает Сергей. – Паша был добрым человеком, никогда в криминальных ситуациях не был замешан».
Полиция отказалась показывать запись с видеокамер
Судебно-медицинская экспертиза показала: задержанный погиб от тотального панкреонекроза (некроз поджелудочной железы), осложнившегося развитием шокового процесса, отеком головного мозга и отеком легких. Врачи пришли к выводу, что телесные повреждения в виде кровоподтеков не могли привезти к летальному исходу. По мнению специалистов, причиной смерти Дроздова стала острая сердечная недостаточность.

Всю жизнь Павел сначала работал на железной дороге, потом в метрополитене, а затем в Казанском железнодорожном техникуме. Снимок 12 июня 2008 года. Фото: Из личного архива / Сергей Дроздов
Однако сомнения терзали семью Дроздовых с самого начала: 45-летний Павел на здоровье никогда не жаловался.
«Юдино — небольшой поселок, тут все друг друга знают. Знакомые оперативники сказали мне, что после смерти брата просматривали видеозапись в отделе, и что в деле моего брата не все так чисто, — делится Сергей Дроздов. — Они увидели на кадрах, что полицейские применили к Павлу физическую силу и связали его. В то время просмотреть архивы мне не разрешили. Вскоре мы нашли свидетелей, которые опровергали факт, что брат буянил в камере».
Следственный комитет дважды отказывался возбуждать уголовное дело по факту гибели мужчины. После скандально известного случая в ОП «Дальний», когда полицейские до смерти замучили задержанного Сергея Назарова, Дроздов-младший твердо решил обратиться к правозащитникам и довести дела до конца.

Павел не жаловался на здоровье. Фото: Из личного архива / Сергей Дроздов
Последние минуты жизни Дроздова: наручники, удары, «ласточка»
Казанский правозащитный центр добился проведения прокуратурой дополнительной проверки. Спустя 7,5 месяца после гибели Дроздова, юристАндрей Сучков все же смог посмотреть видеозапись с камеры видеонаблюдения и переснял его на свой телефон с монитора компьютера.
Ролик выложили в youtube и он вызвал волну возмущений (за три дня его просмотрели свыше 110 тысяч человек). Это видео буквально вынудило следователей в октябре 2012-го возбудить уголовное дело по статье «Превышение должностных полномочий с применением насилия и специальных средств» (ч. 3 ст. 286 УК РФ). Наверное, на такой эффект и рассчитывали правозащитники.
Комментарии