Революционные РСЗО: что «Смерч» и «Ураган» унаследовали от легендарной «Катюши»
Первое же применение «Катюши» оказалось настоящим шоком для фашистов
Тот факт, что первый в Отечественной войне залп реактивными снарядами, состоявшийся 14 июля 1941 года действительно стал событием, военные эксперты подтверждают и сегодня. Батареей из семи (по другим данным – четырёх) установок БМ-13 был нанесен удар по скоплению эшелонов фашистской военной техники на железнодорожном узле города Орша.
Командиром батареи был капитан Иван Флеров. По директиве Московского военного округа от 28 июня 1941 года было сформировано шесть первых батарей. Причем, Сталин лично утверждал распределение гвардейских миномётных частей по фронтам.

По мнению полковника запаса, кандидата военных наук Сергея Суворова, появление в начале войны реактивной системы залпового огня (РСЗО) в артиллерии стало настоящим революционным шагом. В отличие от ствольной артиллерии калибра 132 мм (именно такой калибр был у первых реактивных снарядов «Катюши») один залп в 16 снарядов МБ-13 производил в течение 10 секунд. А для запуска из артиллерийских систем для этого требовалось не менее 4-5 минут.
«Первое же применение нового вида оружия оказалось настоящим шоком для фашистов. Причем не столько по скорострельности, сколько по поражающему эффекту. И для наших военных стало очевидным, что использовать батареи в составе «Катюш» можно для уничтожения очень крупных целей и объектов противника. Очень немаловажным было то, что и сам гвардейский миномет и боеприпас к нему были значительно проще в изготовлении и обходились дешевле»,- говорит Суворов.
Подтверждением тому, насколько подобные РСЗО остаются востребованными до сих пор, является их использование практически во всех военных конфликтах последнего времени.
Естественно, - поясняет эксперт, - они существенно модернизированы по всем параметрам, но вряд ли военные когда-то откажутся от их применения.

«Многие, наверняка, слышали про «Грады», «Ураганы», «Смерчи». Так вот, все это и есть усовершенствованные и модернизированные внуки и правнуки прославленной «Катюши». Ну а чтобы было понятно, насколько далеко современные РСЗО ушли от БМ-13, достаточно привести один пример. Дальность стрельбы первой «Катюши» была 8,5 км, 300-миллиметровый «Смерч» в своей последней модификации может вести огонь на 120 км, а в перспективе – и до двухсот»,- поясняет ученый.
Но как бы далеко разработчики РСЗО не шагнули вперед в деле усовершенствования своих систем, говорит в заключение полковник запаса, они всегда будут помнить, с чего все начиналось. ■
Комментарии
По российскому телевизионному каналу РТР-Планета поздним вечером 20 июня 2012 года был показан документальный фильм «Два залпа по конструктору. Драма «Катюши». Фильм посвящен одному из создателей ракетной системы залпового огня реактивного миномета «Катюша» военному инженеру первого ранга Георгию Эриховичу Лангемак. Последний в должности главного инженера московского Реактивного научно-исследовательского института (РНИИ) с 1929 по 1937 год руководил становлением нового вида оружия
В создании фильма участвовали внук Г.Э.Лангемака и внук академика А.П.Глушко. Надо отдать должное, ребята постарались собрать и представить все возможное о судьбе как самого Г.Э.Лангемака, так и его сподвижников и учеников.
Как всегда, в фильмах такого рода присутствует и ложка дёгтя. Так, фильм начинается с якобы доблестной атаки ж.д.станции Орша 14 июля 1941 года батареей реактивных минометов капитана Флёрова. Да, ракетный удар по станции был, правда на станции к этому моменту не находилось ни единого немецкого эшелона.
Станция Орша – узловая ж.д. станция, где и скопились на данный момент сотни советских эшелонов в основном с горюче-смазочными материалами, боевой техникой, оружием, боеприпасами и продовольствием для воинских частей Красной армии в связи с предстоящим(?) наступлением. Немецкой группе армий «Центр» такой «подарочек» очень пригодился бы, поэтому и был отдан Москвой приказ об уничтожении ж.д. ст.Орша.
коммуняк краснозадых бомбили из реактивных минометов 22 июня 1941 в Бресте
ни какого секрета и супер гАуно оружием бм13 не была
Nebelwerfer обладал очень неплохой для РСЗО того времени точностью. На дальности 6000 м, рассевание снарядов по фронту — 60-90 м, по дальности — 80-100 м. Разлет осколков осколочно-фугасной мины составлял 40 метров по фронту и 13 метров вперед от места разрыва. В целях достижения максимального поражающего эффекта предписывалась стрельба только побатарейно или подивизионно.
Относительно лёгкие, имеющие высокую огневую мощь РСЗО Nebelwerfer хорошо себя проявили во время высадки на Крит (операция «Меркурий»). На Восточном фронте они, находясь на вооружении 4-го химического полка особого назначения, с первых часов войны использовались для обстрела Брестской крепости, выпустив свыше 2880 реактивных фугасных мин.
Из-за характерного звука летящих снарядов Nebelwerfer 41 получил у советских солдат прозвище «ишак».
Nebelwerfer обладал очень неплохой для РСЗО того времени точностью. На дальности 6000 м, рассевание снарядов по фронту — 60-90 м, по дальности — 80-100 м. Разлет осколков осколочно-фугасной мины составлял 40 метров по фронту и 13 метров вперед от места разрыва. В целях достижения максимального поражающего эффекта предписывалась стрельба толь...