Щука как зеркало кошерной кухни

Шалом алейхем!

Читаю сегодня вас и медленно и верно вхожу в состояние кота.

Столько копий по поводу щуки, пойманной президентом, шоб он был здоровенький!

А ведь щука не просто риба, это сакральная риба для всех евреев! Из нее готовят гефилтэ фиш! То есть фаршированную рибу.

Моя бабушка, Фанни Израилевна, была прирожденной кулинаркой, и у нее гефилтэ фиш получалась преотменнейшая. Когда она готовила фаршированную рибу, жизнь на улицах Одессы замирала и под нашими окнами выстраивалась очередь из страждущих евреев и бродячих котов!

Начиналось все с того, что дедушка Соломон как бы мимолетно, ненавязчиво начинал упоминать о гефилтэ фиш через фразу, потом через слово. Бабушка была умная фрой, она брала корзинку и меня за руку, и мы шли на Привоз. На тот самый легендарный Привоз.

Привоз! Легенда Одессы, такая же, как и моя бабушка! Бесконечные ряды мясные, молочные, колбасные, живые раки в больших жестяных поддонах! Куры, индюшки, гуси! Шум, гам, крики торговок. Но бабушку интересовал рибный отдел. Она со строгим видом проходила мимо каждой торговки и тыкала пальцем в рубиновом перстне (мне особенно запомнился этот рубиновый перстень!) в рибные тушки. Первым же вопросом ее был:

- Скильки стоит цей фиш?

Получив ответ, она морщилась и начинала возмущаться за дороговизну товара.

Торговка возмущалась в ответ:

- Шо ви таки говорите мне за цену? Шо значит дорого?  Фиш еще сегодня утром плавал в морэ!

Бабушка отвечала:

- Ой вэй, ви таки будете мне говорить за фиш? Я знаю, как выглядит свежий фиш!

 А ваш фиш  выглядит так, будто его успели похоронить и эксгумировать обратно!

Когда бабушка находила на лотках щук, она особенно привередливо тыкала пальцем в окостеневшие тушки, скорбно поджимала губы, рассматривала жабры и лицо ее становилось все суровее.

Наконец она поворачивалась ко мне и говорила: «Пойдем, деточка». И мы шли домой.

Бабушка приходила домой и кричала с порога:

- Соломон! Привоз уже не тот! Это не фиш, это пародия на рибу! Или ты идешь сам ловить фиш, или мы больше не женаты!

Дедушка вздыхал,  брал садок, своего лучшего друга Хаима, и они шли к ближайшей речке в камыши.

Там на мелководье заплывали молодые щучки, и дедушка с Хаимом ловили их прямо голыми руками. Иногда попадались крупные экземпляры.

Однажды произошел случай, навсегда запомнившийся мне.

Дедушка принес целый тазик щук. Риба лежала неподвижно, и я решила потыкать ее пальцем, как бабушка. Поднесла палец к щуке и тут она как цапнет меня! Из пальца брызнула кровь, из моих глаз слезы! Щуку еле сумели оторвать от руки, так сильно она вцепилась!  Вот так! Щуки очень живучие!

Ну так вот, дедушка приносил щук бабушке. Бабушка начинала священнодействовать. И готовить гефилтэ фиш!

Когда бабушка овдовела, к ней выстроилось много претендентов, которые были согласны ловить ей не только щук, а целых барракуд! Но бабушка оказалась однолюбкой, ведь щуки, выловленные другим дедушкой, были бы не те и гефилтэ фиш тоже была бы не та.

Вот такая история.