«Тебя решили придавить, как клопа, — и придавят»
Федор Чистяков проясняет свое решение остаться в США

Федор Чистяков
Фото: Александр Петросян / «Коммерсантъ»
В понедельник, 31 июля, появились сообщения о том, что российский музыкант Федор Чистяков, в прошлом лидер легендарной группы «Ноль», эмигрировал в США из-за запрета в России организации «Свидетели Иеговы», к которой он принадлежит. В то же время концертный директор артиста утверждает, что об эмиграции речи не идет, а Чистяков просто решил больше времени проводить за границей. «Лента.ру» связалась с музыкантом, чтобы узнать, как все обстоит на самом деле.
«Лента.ру»: Так что же это — эмиграция или просто выезд на некоторое время?
Федор Чистяков: Пока что это выезд на долгое время. Не знаю, насколько оно будет долгим. Оно просто связано с некоторыми сложностями, которые возникли в России. Сейчас мне лучше находиться в другом месте. Если эти проблемы решатся или ситуация изменится в лучшую сторону, возможно, буду больше находиться дома. Но это не значит, что какая-то деятельность прекращается. У нас планируются концерты, идет запись, ничего никуда не девается. Не так чтобы уехал — и исчез (смеется).
Как думаете, ваш случай — весьма громкий — может как-то повлиять на ситуацию?
Когда в Верховном суде принималось решение о запрете, этот судебный процесс длился дней десять или пару недель. Были слушания, предоставлялось очень много информации, доказательств, и я надеялся, что, несмотря на то, что у «Свидетелей Иеговы» много противников, дело выходит на какой-то международный уровень.
Я надеялся, что у людей все в порядке с головой. То есть я просто уверен, что это так. Но когда принимается такое решение, то я понимаю, что больше надеяться не на что. Это как если человек стоит у доски и доказывает, что 2+2=4. Вот он привел все доказательства, а потом говорит: «Но мы решили, что все-таки 2+2=5». О чем тогда говорить? Не о чем. Какие могут быть разговоры и на что могут быть надежды?
00:10 — 16 июня 2016
Федор Чистяков о новом альбоме, песнях «Ноля» и Свидетелях Иеговы.
И это, конечно, страшно, потому что ты понимаешь, что конституции нет, законов нет. Принимают законы, сами же их отменяют, сами же нарушают. Выдали людям в 1992 году удостоверения репрессированных, сейчас опять репрессируют. Это в голове не укладывается. Это уже, как говорится в популярном выражении, за гранью добра и зла. Жить в таких обстоятельствах, когда тебя это лично касается, очень неуютно.
Ты просто находишься в чьей-то воле: сегодня тебя решили придавить, как клопа, — и придавят.
Чем вам как свидетелю Иеговы грозит эта жизнь вне закона?
Да, об этом говорят: участие в экстремистской деятельности, поддержка экстремистской деятельности, вовлечение других в нее карается законом. Даже если ты в принципе дома сидишь и читаешь Библию (перевод Ветхого и Нового Заветов, используемый свидетелями Иеговы и называемый «Переводом нового мира», имеет определенные отличия от канонических переводов книг Священного Писания — прим. «Ленты.ру»), ты можешь быть обвинен. Сейчас возобновился суд над «Переводом нового мира» с попыткой признать его не Библией. То есть, как говорится, маразм крепчал. Куда дальше? Уже просто космос.

Федор Чистяков во времена группы «Ноль»
Фото: fchistyakov.ru
У вас есть данные, сколько россиян из «Свидетелей Иеговы» оказались вне закона?
По статистике, 170 тысяч человек. Строгость законов у нас компенсируется необязательностью их исполнения. Но все равно неприятно. К моему знакомому пришли домой с обыском, унесли компьютер. Если у меня унесут студию и будут искать в ней экстремизм, это вообще какой-то кошмар. Жить и работать станет очень сложно. Надеяться на то, что меня это не коснется? Кто его знает?
Вы будете просить политического убежища?
У меня трудовое соглашение, и я здесь, в США, работаю. Это является основанием для моего нахождения здесь. Просить убежища можно, но у меня другая юридическая ситуация — я здесь работаю.
В ближайшее время ведь запланированы концерты в России?
Да, они будут. Я не собираюсь ничего ломать и рвать без необходимости. Возникла возможность остаться здесь по другой причине, и это очень хорошо — я могу играть концерты в России, и все остается на местах, все хорошо.
К сожалению, сейчас, думаю, будет именно такое решение. Выбора особого не остается. Либо ты вне закона, с перспективой быть когда-то схваченным, либо уехать. У каждого свои возможности. Думаю, что достаточно много людей будут в эту сторону смотреть.
Есть ли надежда на изменение ситуации?
17 июля состоялся апелляционный суд. Само видение того, как работает эта судебная система, повергает в ужас. Помните, как в фильме «Кин-дза-дза!», когда герой говорит: «Ребят, так нельзя», а ему отвечают: «Да можно!» И здесь то же самое: можно все. После этого хоть стой, хоть падай, хоть разевай как рыба молча рот, слов нет. Если говорить о защите, то она возможна в тех случаях, когда принципы права работают, а если они не работают, то о чем говорить? Произвол: мы так решили, мы так хотим. Пока это не изменится — ничего не изменится.
Комментарии
С иеговистами пришлось столкнуться, когда своего товарища в середине двухтысячных из их лап вырвали вместе с его квартирой. "Органы" власти тогда ни бе, ни ме, пришлось отловить их пресвитера и начистить ему фейс, после чего он открыл свой кейс и отдал все документы, договор на дарение хаты, товарищу назад, да еще при этом прописал отказ от договора. После инцидента этот хмырь на улице встречался не раз, но всегда заранее убегал на др сторону улицы. Теперь все они исчезли и это есть хорошо!
8 октября 1992 года Чистяков, в Комарово вышел на прогулку с Ириной Левшаковой, и напал на неё с ножом, нанеся ей несколько ножевых ранений в области шеи (впоследствии на допросе объяснял свой поступок тем, что по его мнению, она ведьма, и что он хотел избавить человечество от её чёрной ауры). Был осуждён по статье 15,103 УК РФ. Во время следствия Чистяков провёл около года в заключении в «Крестах». На суде был признан невменяемым. С диагнозом параноидная шизофрения был отправлен на лечение в Городскую психиатрическую больницу № 3 имени И.И. Скворцова-Степанова, где находился с августа 1993 по сентябрь 1994 года.