Любишь рулить статистикой - не зарекайся от тюрьмы

На модерации Отложенный

Греция: зкс-глава статуправления признан виновным


Греция: глава статбюро признан виновным

По мнению Андреаса Георгиу, возглавлявшего Греческое статистическое управление, он «нарисовал честную картину бюджетного дефицита и долга страны».

В многократных судах, которые состоялись, он доказывал свою правоту и отбивался от оппонентов, обвиняющих его в манипуляциях в пользу Евросоюза и МВФ. Тем не менее, последний состоявшийся суд признал виновным Андреаса Георгиу, присудив ему 2 года тюремного заключения с отсрочкой на 3 года.

Основное обвинение против Георгиу заключается в том, что сделанная им переоценка бюджетного дефицита Греции за 2009г, в результате которой этот показатель вырос на 3,8 млрд евро, была сфальсифицирована, что в итоге, как утверждают его критики, стоило экономике страны 210 млрд евро, или 120% нынешнего ВВП.

Кроме того, утверждается, что глава ΕΛΣΤΑΤ манипулировал цифрами, чтобы помочь кредиторам Греции – Евросоюзу и МВФ – навязать стране режим жесткой экономии в рамках меморандума о финансовой помощи, принятого в 2010 г.

Как все произошло и кто виноват

Режим бюджетной экономии дается Греции нелегко, и вновь возникают вопросы, сможет ли страна выполнить условия программы международной финансовой помощи. Международный валютный фонд до последнего момента отказывался участвовать в кредитовании (до июля 2017г). Некоторые высокопоставленные чиновники в Афинах нашли, кого можно обвинить в своих бедах, – специалиста по статистике из американской глубинки.

В 2010 г. работавший в МВФ Андреас Георгиу вернулся на родину из штата Мэриленд, чтобы стать первым руководителем вновь созданного независимого статистического ведомства Греции. До этого, в течение долгих лет перед долговым кризисом, власти страны манипулировали статистическими данными, скрывая истинные размеры бюджетного дефицита, растраты и расходы на поддержку компаний, порой связанных с чиновниками. Европейская комиссия впоследствии подтвердила, что Георгиу исправил все неточности и представил полную картину масштабов дефицита.

Его недоброжелатели, напротив, утверждают, что он манипулировал цифрами, чтобы помочь кредиторам Греции – Евросоюзу и МВФ – навязать стране режим жесткой экономии в рамках меморандума о финансовой помощи, принятого в 2010 г.

Найти крайнего

Четыре раза за четыре года греческие следователи и прокуроры подтверждали, что Георгиу просто применял европейские стандарты учета и не совершил никакого преступления. Тем не менее, политики и судьи не перестают его обвинять. Ему грозило пять судебных разбирательств, и наказание - вплоть до пожизненного заключения.

Долговой кризис в Греции потребовал самой масштабной в истории финансовой помощи, оказанной государству, и ознаменовался самым глубоким экономическим спадом в развитой стране с 1930-х гг. Во время кризиса значительная часть греческой правящей элиты отрицала собственную ответственность за его наступление и ссылалась на происки врагов.

В результате чиновники еврозоны и Германии начали сомневаться в намерениях греческих властей учиться на собственных ошибках и избегать их повторения в будущем. Берлин опасается, что статистические данные вновь могут стать предметом политических игр в Греции. Некоторые страны еврозоны в частном порядке обсуждали возможность приостановить кредитование и переговоры о списании задолженности, до тех пор пока Греция не прекратит преследование статистиков, говорится в предложениях, с которыми ознакомилась The Wall Street Journal.

Главные критики Георгиу – экономист Зои Георганта и консультант Никос Логотетис утверждают, что статистик был марионеткой МВФ и властей ЕС, которым статистические данные были нужны для того, чтобы оправдать необходимость многолетнего режима бюджетной экономии в Греции. «Из-за него это зло продолжалось. Если это не государственная измена, то что?» – говорил Логотетис в передаче на греческом телевидении осенью прошлого года.

Логотетис и Георганта, которые годами повторяют свои обвинения в адрес Георгиу как в СМИ, так и в судах. На своем сайте Георганта утверждает, что в начале долгового кризиса дефицит греческого бюджета был одним из самых низких в Европе. Эта оценка плохо согласуется со взрывным ростом государственного долга страны.

Пятидесятишестилетний Георгиу, в одиночку воспитывающий шестилетнюю дочь, уже вернулся домой в Мэриленд. Он испытывает денежные затруднения и большую часть времени проводит за компьютером, обсуждая по Skype и электронной почте тактику защиты от очередного обвинения со своими афинскими юристами.

Георгиу говорит, что его расчеты полностью соответствовали статистическим нормам, принятым в ЕС, и отрицает какие-либо нарушения. «В самом страшном ночном кошмаре мне не могло привидеться, что это будет продолжаться вот уже шестой год», – жалуется он.

Основное обвинение против Георгиу заключается в том, что сделанная им переоценка бюджетного дефицита Греции за 2009 г., в результате которой этот показатель вырос на 3,8 млрд евро, была сфальсифицирована, что в итоге, как утверждают его критики, стоило экономике страны 210 млрд евро, или 120% нынешнего ВВП.

Ложь, большая ложь и статистика

Обвинения в адрес Андреаса Георгиу многочисленны по форме и содержанию, но в целом их можно разбить на две группы.

  1. «Незаконное завышение» показателя бюджетного дефицита в результате включения в него данных по госкомпаниям

Первоначальное и до сих пор чаще всего повторяющееся обвинение заключается в том, что, пересчитывая дефицит 2009 г., Георгиу включил в него статьи, которые не должен был включать, – в частности, 12 государственных предприятий и еще пять агентств. Критики, в частности, утверждали, что включение показателей госкомпаний в расчет дефицита нарушает правила учета ЕС, что правила ЕС о включении таких компаний не носят обязывающего характера, что никто, кроме Греции, не включает такие компании, что их данные были учтены неправильным образом или что данные, необходимые для их включения, просто не существовали.

Все ответы на эти утверждения можно найти на сайтах ведомств Евросоюза. Правила расчета государственных бюджетов прописаны в имеющем обязывающую силу законе, известном как ESA 95 (Европейская система национальных и региональных счетов). Именно им руководствовался Георгиу при перерасчете дефицита за 2009 г. (сейчас скорректированный закон называется ESA 2010).

В законе прописана норма включения данных о госкомпаниях в национальный бюджет, ее еще называют правилом 50%. Если доходы госкомпании от продаж покрывают менее половины ее затрат и она по большей части финансируется из бюджета, то и должна считаться частью правительства.

Эта норма применяется в ЕС с конца 1990-х гг., и на сайте Eurostat можно найти его переписку с национальными ведомствами, в которой европейские статистики объясняют, как применять правило 50% в тех или иных случаях. Между тем в Греции «нормы ESA 95 по классификации принадлежащих государству организаций не применялись», обнаружили эксперты Eurostat после посещения Афин в марте 2010 г. При пересмотре Георгиу включил в дефицит госбюджета данные 12 компаний, у которых доходы даже близко не покрывали половину расходов (обычно было 20–30%). В ноябре 2010 г. Eurostat подтвердил, что данные о бюджетном дефиците Греции (15,4% ВВП в 2009 г.) наконец-то соответствуют реальности и законам ЕС.

  1. «Истинный дефицит» гораздо меньше

В 2014 г. Зои Георганта и Никос Логотетис написали в статье в журнале Epikaira, что дефицит в 2009 г. составил, по их расчетам, 3,9% ВВП.

На сайте Георганты приводятся эти расчеты. Она указывает, что дефицит бюджета должен примерно соответствовать увеличению госдолга в соответствующем году. Данные Eurostat, которые она цитирует, говорят, что долг с 2008 по 2009 г. увеличился на 36,1 млрд до 299,7 млрд евро. Но Георганте не нравится включение в совокупный госдолг долгов госкомпаний (см. выше) на 18,2 млрд евро. Также она не хочет включать печально известный тайный валютный своп на 5,4 млрд евро с Goldman Sachs. Де-факто он был кредитом греческому правительству, но позволил тому финансировать бюджетные расходы, не отражая задолженность на балансе и скрывая реальный дефицит от Брюсселя. Однако, по утверждению Eurostat, оба фактора должны включаться в госдолг. Георганта также оспаривает некоторые расходы правительства на медицинские учреждения (не вполне ясно, впрочем, какие) на 3,8 млрд евро. В результате, вычтя эти три показателя, она получает «истинный долг» в 2009 г. в размере 272,3 млрд евро.

По ее расчетам, увеличение долга по сравнению с официальной цифрой за 2008 г. и, таким образом, «истинный бюджетный дефицит» получаются 9 млрд евро. Это 3,9% от ВВП, составившего в 2009 г. 231,6 млрд евро, – «один из самых низких показателей в Европе», по утверждению Георганты.

Но дело в том, что официальная цифра долга за 2008 г., по Eurostat, тоже включает долг госкомпаний и своп с Goldman Sachs, однако Георганта вычитает их только из данных за 2009 г. Учет (точнее, неучет) ею расходов на медицинские учреждения тоже связан с ошибками.

Георганта не предоставила комментариев по своим расчетам.