Где та свобода, о которой мечтали?

На модерации Отложенный Голливуд - это выражение американского бессознательного. В 2008 году на экраны кинотеатров по всему миру вышел блокбастер. Это была история о гениальном изобретателе, создателе новейшего оружия американце Тони Старке. Он сделал необыкновенные доспехи, надев которые, стал непобедим и неуязвим. В них он спас человечество. Он стал един со своим доспехом, провозгласив себя оружием мира, Железным человеком.

Образ Тони блестяще передает идеал американской мечты, как ее выпукло передают в комиксах. Селф-мейд мэн, плейбой, гений и в то же время любимчик толпы встает на защиту мира и безопасности Америки, и, что для него одно и то же, безопасности мира. Одной левой раскидывая злодеев всех мастей, он улыбается белозубой улыбкой со страниц глянцевых журналов. Кумир публики, символ успеха, не подчиняется никому, сам решает как поступить, поэтому непредсказуем. Он один, потому что таким должен быть герой.

В фильме-сиквеле мы увидели продолжение истории Железного человека. На этот раз перед нами раскрылся теневой образ героя. Оказывается, чтобы побеждать, Старк должен был имплантировать в свое тело чудо-реактор, генерирующий убийственную энергию. В нем был залог его побед, но, как оказалось, он же стал и угрозой для его жизни. Оказалось, что этот реактор медленно убивает Старка своим излучением.
Измученный болезнью, Старк все еще продолжает белозубо улыбаться перед камерами, но за кулисами он чувствует одиночество, ищет поддержки, понимает, насколько зависим и как уязвимо его всемогущество. Фундамент под кумиром покрылся трещинами.

Эволюция персонажа Тони Старка является яркой иллюстрацией подъема и падения американской мечты. После развала СССР, США остались единственной мировой державой. Американская валюта, система управления, экономическая и политическая модель стали доминировать в мире. Вес Америки как в мировом ВВП, так и в политическом плане достиг своего пика. Но вот наступило 11 сентября 2001 года. Богу пустили кровь. Америка утратила свой имидж всесильности. Спустя восемь лет финансовый кризис положил конец доминирующему положению США в экономике и финансах. Средний американец, чувствовавший себя победителем, а свою страну - центром мира, вдруг почувствовал неуверенность, граничащую со страхом.

Наступила другая эпоха - эпоха поиска смысла и осознания причин происходящего. Американцы стали все больше сомневаться в единственности и абсолютной истинности своих ценностей, образа жизни и своей мечты. Где та свобода, о которой мечтали? Неужели только в том, чтобы купить под залог в банке большой дом и новую машину?

Где та свобода, о которой мечтали?