Обреченная на одиночество: почему Фаина Раневская считала свой талант проклятием..
На модерации
Отложенный
Фаина Раневская | Фото: chronoton.ru" src="https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/25072017/5929704-2365287.jpg" >
33 года назад, 19 июля 1984 г. ушла из жизни актриса, которую называют легендой советского театра и кино, – Фаина Раневская. Она прославилась не только благодаря несомненному актерскому таланту, но и неординарному чувству юмора, из-за чего ее имя часто вспоминают в контексте анекдотичных ситуаций, в которые она часто попадала, а нередко и сама их провоцировала. Но на самом деле ее жизнь давала мало поводов для смеха: отведенные ей 87 лет она провела почти в полном одиночестве, и причину этого видела в себе.
Раневская в 1920-х гг. | Фото: kino-teatr.ru и woman.ru" src="https://stat.newsland.com/static/u/content_image_from_text/25072017/5929704-2365288.jpg" >
Фаина Раневская в 1920-х гг.
Казалось, она обрекла себя на одиночество с самого детства. Фаина Фельдман появилась на свет в 1896 г. в Таганроге в семье богатого фабриканта, и жизнь сулила ей безбедное существование. Ее мать была страстной поклонницей Толстого и Чехова и привила эту любовь дочери. В своих записях Раневская вспоминала: «Мне попалась «Скучная история». Я схватила книжку, побежала в сад, прочитала всю. Закрыла книжку. И на этом кончилось мое детство. Я поняла все об одиночестве человека».
Кстати, псевдоним «Раневская» появился тоже благодаря Чехову, по фамилии героини из «Вишневого сада», хотя актриса позже отшучивалась, что «» – это потому, что она все всегда роняет. Ее семья не только не одобряла ее увлечения театром, но и была категорически против. Поэтому связи с родителями были потеряны. В 1915 г. ушла из дома и переехала в Москву, а когда в 1917 г. ее семья эмигрировала, 20-летняя Фаина приняла решение остаться.
Актриса в фильме *Мечта*, 1941
Раневская не смогла создать и собственную семью – она никогда не была замужем и не имела детей. Актриса говорила, что причиной неудач в личной жизни была ее несуразная внешность и фанатичная преданность театру. В начале 1960-х гг. к Фаине Раневской из-за границы приехала сестра, потерявшая мужа и оставшаяся одна, но в 1964 г. она умерла после тяжелой болезни, и актриса вновь стала жить в одиночестве.
Фаина Раневская в фильмах *Свадьба*, 1944, и *Весна*, 1947
О своих любовных приключениях Раневская никогда не распространялась, рассказывая иногда только о своей первой любви с присущей ей иронией: «Попала я в провинциальную труппу и влюбилась, как кошка, в главного красавца. Как-то он заявил, что придет ко мне. Я купила вина и фруктов, напудрилась и ждала его. А он завалился пьяный в обнимку с какой-то красоткой и попросил меня погулять часок-другой… Это была моя первая и последняя любовь». Когда актрису однажды спросили о том, что такое любовь, она ответила: «Я забыла».
Фаина Раневская в фильме *Золушка*, 1947
Несмотря на ироничность и язвительность, актриса на самом деле была натурой тонкой и ранимой. Ни один из тех, кто становился объектом ее шуток, не подозревал о том, что такая манера поведения была, скорее, защитной реакцией, и что по ночам в своих записках Раневская пишет: «День кончился. Еще один напрасно прожитый день никому не нужной моей жизни». Или так: «Если у тебя есть человек, которому можно рассказать сны, то ты не имеешь права считать себя одинокой. Мне некому теперь рассказывать сон… Моя жизнь: одиночество, одиночество, одиночество до конца дней».
В кино и в театре она казалась жизнерадостной, остроумной, энергичной и переполненной жаждой жизни, в то время как за кадром оставалось ощущение тотального одиночества и нереализованности в профессии: «В актерской жизни нужно везение. Больше, чем в любой другой, актер зависим, выбирать роли ему не дано. Я сыграла сотую часть того, что могла. Вообще я не считаю, что у меня счастливая актерская судьба... Тоскую о несыгранных ролях. Слово «играть» я не признаю. «Прожить» еще несколько жизней».
Кадр из фильма *Драма*, 1960
Когда она в очередной раз слышала комплименты по поводу своего таланта, сокрушалась в своих записях: «Кто бы знал, как я была несчастна в этой проклятой жизни со всеми моими талантами». Свой талант она считала не даром, а настоящим проклятием. Когда ее после спектакля заваливали охапками цветов, актриса грустно вздыхала: «Столько любви, а в аптеку сходить некому!».
Раневскую часто просили написать автобиографию или книгу воспоминаний. На это она отвечала: «Если бы я писала о себе книгу, это была бы жалобная книга. И в ней была бы одна строка: Судьба – шлюха».
Фаине Раневской приписывают множество афоризмов, и сейчас уже трудно определить, действительно ли она была их автором, – так же, как установить степень достоверности тех анекдотических ситуаций, персонажем которых называют актрису: «Пионеры, идите в ж…!» и другие курьезные случаи из жизни Фаины Раневской.
Источник: http://www.kulturologia.ru/blogs/190717/35331/
Комментарии
Да..Великая актриса..несчастная судьба..
..и одиночество..при таком таланте..
ее мачеха в "Золушке" просто неподражаема, вряд ли кто-то еще сможет так сыграть этот персонаж.
Я как-то прикидывала,кто бы мог сыграть еще..и ничё в голову не пришло..
получилась бы более злая мачеха, действительно злая.
просто чуть по-своему, по-другому, свое прочтение роли)
поэтому даже самый тихий и воспитанный человек может выразиться нецензурно)))
обычно мат огрубляет человека и портит впечатление от образа.
но есть люди, которые матом не ругаются, а разговаривают, и это настолько органично сливается с их образом, что даже идет им.
т.е. мат такой необидный для окружающих, такой как бы для связки слов, и при этом такие люди вовсе не деревенщина необразованная, это именно интеллигентные, очень умные люди.
с которыми интересно поговорить о многом и которые знают жизнь.
просто потом уже эти слова вполне себе могли извратиться именно сидельцами.
н-р, известное слово, означающее легкое поведение, трактовалось в переводе на современный как "обман", в принципе оно и сейчас несет такую смысловую нагрузку, только уже отягощено запретностью нецензурной брани.
и у Маяковского и у Есенина)))
тем не менее это часть нашего великого и могучего)))
и может быть, кинематографический бог будет к ней более благосклонен.
Уходит старая гвардия,а новая..новой нет!..один ширпотреб..(
Хабенский вроде бы неплох как актер, во всяком случае его роли запоминаются.
именно такие люди и становятся чаще всего артистами и представителями других публичных профессий.)
Например у Быстрицкой ни харизмы, ни таланту, просто красива. И многие этой красоте приписывают и талант и харизму... А она скучная до занудства. А ведь умрёт и тоже войдёт в анналы. А может и забудут скоро... А Раневскую не забудут, ибо яркая, и одна из королев советского кина.
вот знаешь, что на эту роль пробовалась Мордюкова и понимаешь, что она самая казачка и есть - но Быстрицкая уже сыграла, и что в этой роли из себя представляла бы Мордюкова - не совсем ясно...
А Быстрицкая не Аксинья, не казачка, а городская инетллигентка, играющая казачку. Вы просто казачек не видели. Это простые, умные, послушные и хабалистые одновременно бабы, умеющие и под плеть лечь, и вздыбиться, как дикие кобылицы. И Глебов не Гришка... Но об этом уже перетирали, когда обсуждали новый фильм Урсулюка. Я за Урсулюка.
по происхождению)))
так что немного представляю, о чем речь)
ну еще Машков, да, Деревянко тоже выделяется из общей массы.
остальных даже фамилий не вспомню.
Попробуйте..)
к гадалке не ходи)))
В аду, среди ублюдков, недоумков и дегенератов, ужасно скучно, так как с ними не о чем говорить.
Фаина Раневская
Фаина Раневская
это эпизод режиссеру пришлось убрать из спектакля, потомучто зрители приходили смотреть только его, а потом сразу уходили:
https://www.youtube.com/watch?v=6cEADPt4cqY
Поэтому ни один мужчина не захотел связать с ней судьбу, что находиться рядом с ней было невыносимо!
2. И это главное: она была 1 - умна и 2 - талантлива. Умный человек всегда одинок. Ибо каждый умный человек это отдельная вселенная и особая цивилизация....
кто-то, как Раневская, называет это одиночеством и страдает всю жизнь.
может быть ей даже нравилось это состояние (внутренне) и нравилось страдать...
другие же могут только быть рады т.н. одиночеству, называя его личной свободой от вся и всех.
ее это угнетало.
она не могла найти себе занятие по душе и страдала от тяжких мыслей.