Михаил Ардов: Кто такой Горький
На модерации
Отложенный
Михаил Ардов: Кто такой Горький
https://www.metronews.ru/kolumnisty/mihail-ardov/reviews/mihail-ardov-kto-takoy-gorkiy-1271477/
18 июня – день смерти Максима Горького, он скончался в 1936 году.
Году в пятидесятом я спросил своего отца Виктора Ардова (он был членом Союза писателей со дня основания): "А ты был знаком с Горьким?" "Нет, – отвечал Ардов. – Я его боялся..." И в ответ на моё недоумение он объяснил... Когда Горький вернулся из Италии, Сталин сделал распоряжение, чтобы все его просьбы и пожелания исполнялись неукоснительно. Я полагаю, сам Горький не вполне сознавал своё безграничное могущество. Он по-прежнему вёл себя как истинный русский интеллигент, открыто заявлял о симпатиях и антипатиях... Так, например, без его вмешательства не мог бы быть напечатан "Золотой телёнок" Ильфа и Петрова. Книгу практически уже запретили, но Горький просил наркома Бубнова опубликовать роман, и тот не посмел ослушаться... Но с такой же лёгкостью он мог и погубить человека. Стоило ему дурно отозваться о сочинениях какого-нибудь литератора – и всё, ты погиб, ты уже не сможешь печататься. А то и в тюрьму угодишь... Вот почему отец боялся с ним знакомиться, даже попадаться на глаза.
В двадцатых годах писатель уехал за границу, а в 1924-м поселился в Италии. У моего отца был приятель – литератор Михаил Эдель. В молодости он окончил школу НКВД и стал служить на границе. Его застава располагалась на Украине в каком-то местечке. И вот однажды к нему пришёл местный житель – старый еврей. Он сказал: "Я знаю, что вы коммунист, что вы начальник, что вы чекист...
Но вы же ещё и еврей... Так вот, я пришёл к вам, как еврей к еврею. Дайте мне совет. У меня единственный сын давным-давно уехал в Палестину, а я тут состарился и теперь хочу поехать к нему умирать... А меня отсюда не выпускают. Так вот, посоветуйте мне, как мне быть, чтобы мне разрешили уехать к сыну..." Эдель подумал и сказал: "Вы древнееврейский язык знаете?" "Знаю", – отвечал тот. "А писать на этом языке вы можете?" – "Могу". – "Так вот вам мой совет. Напишите письмо в Италию Максиму Горькому, чтобы он помог вам уехать к сыну. Но только пишите на древнееврейском языке. Горькому приходит много писем, но никто ему не пишет на древнееврейском, а потому он вашим письмом заинтересуется... И он вам поможет..." Старик поступил согласно этому совету и получил разрешение на отъезд.
Всем известен отзыв Сталина на стихи Горького "Девушка и смерть": "Эта штука посильнее, чем "Фауст" Гёте (любовь побеждает смерть)". Эта фраза в своё время породила анекдот:
Сталин говорит Горькому:
– А не могли бы вы написать такую штуку, где бы смерть побеждала любовь?
– Я попробую, Иосиф Виссарионович, попытаюсь...
– Попытайтесь, попытайтесь, Алексей Максимович... Попытка ведь не пытка, как говорит наш друг Лаврентий Павлович...
В молодости я знал Николая Николаевича Гусева. В начале двадцатого века он был секретарём Льва Толстого, а в пятидесятых годах часто жил в Писательском доме в Голицыне. И вот я помню, как некий литератор сказал Гусеву такие слова: "Горький пишет, что у Льва Толстого талант был больше, чем ум". Гусев взглянул на собеседника и произнёс: "А кто он такой сам-то, ваш Горький, позвольте спросить".
Комментарии
-----
А кто он такой сам-то, этот Гусев, позвольте спросить? Тем более, что этот безымянный "литератор" по-большому счёту, действительно был прав. К тому же, разве кто-то отрицает наличие у Толстого Большого Ума. Но талант-то его и в самом деле был больше...
:-)))
Самый большой ум был у Леона Троцкого в те моменты, когда он мобилизовал евреев в Трудармию и заставлял там пахать. Уж он-то хорошо знал чем иудея следует занять.
Младший- кавалер "почётного легиона" герой Сопротивления и личный друг д*Голля
ужасно вероятно
однажды выйти из себя
и не войти обратно.
(с)
Горький был писателем, и неплохим, но очень неважным политиком
Горький- один!
Так что сиди и не булькай. :))
- Я ему и сам поначалу не поверил, а глянул в стороны: Гроб с покойничком летает над крестами, а вдоль дороги мертвые с косами стоять. И тишина... тишина.
:-)
Левъ Толстой.
Революционные откровения пролетарского классика
Горький Максим
русскому народу исключительно - так же исключительно, как англичанину чувство юмора - свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни.
В русской жестокости чувствуется дьявольская изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное. Это свойство едва ли можно объяснить словами «психоз», «садизм», словами, которые, в сущности, и вообще ничего не объясняют. Наследие алкоголизма? Не думаю, чтоб русский народ был отравлен ядом алкоголя более других народов Европы, хотя допустимо, что при плохом питании русского крестьянства яд алкоголя действует на психику сильнее в России, чем в других странах, где питание народа обильнее и разнообразнее.
Если б факты жестокости являлись выражением извращенной психологии единиц - о них можно было не говорить, в этом случае они материал психиатра, а не бытописателя. Но я имею в виду коллективные забавы муками человека.
http://rulife.ru/mode/article/68/