Что делать? Со страной
Акунин задал этот сакраментальный вопрос. И пояснил – "со здравоохранением, пенсиями, налогами, полицией, судами, образованием, местным самоуправлением, помощью мелкому бизнесу и молодежи".
Вопрос обращен к либералам. Что делать? Не с клятой властью, а со всем перечисленным.
Наш ответ Акунину известен. И весьма лапидарен. "Хрен знает!".
Такая вот предвыборная программа. Удивительно, что она собирает больше статистической погрешности.
Нет, конечно, прямо "Хрен знает!" никто не говорит. Одни говорят: "Я знаю". Другие – "Рынок все наладит".
И то, и другое звучит бредом сумасшедшего. Даже, когда подкрепляется очень умными разговорами про экономику, Штаты и прочее. Разговоры такие тридцать лет назад были прекраснодушными юношескими глупостями. Прелесть какими! Сегодня они стали старческим маразмом. Ужас каким! Так и воспринимаются.
А вообще-то у акунинских вопросов ответы есть. Только они не слишком либеральные.
Здравоохранению, пенсиям, образованию и помощи молодежи нужны деньги. Пети-мети. Тут всё очень просто. Не только, но – в первую очередь.
Откуда брать? Чтобы не бредить с предложениями самим заработать, нужно ясно понимать – придется деньги у кого-то забрать. Чтобы в одном месте прибавилось, в другом должно убыть. Иначе говоря, главным экономическим принципом будущей России должно стать "Делиться!".
Но мы же об этом и слышать не хотим. Руки тому отрубать, кто своё кровное отдаёт. Нет, мы сами не жлобы – боже сохрани, последним поделимся. Но мы хуже, чем жлобы – мы идеологи жлобизма.
Но мало того, что нужны деньги. Нужно, чтоб их не воровали. А это тоже весьма противно духу либерализма. Свобода воровать – одна из базовых экономических свобод. Украденное по закону не украдено. Вот краеугольный камень. А дальше просто – напиши закон, какой тебе нужен, и спи спокойно.
Теперь о судах. Тут ведь тоже просто. Судам ведь много не нужно. Только – мудрые судьи. (Честность, доброта, смелость здесь составные части мудрости.) Откуда брать мудрых? Как охранять? На всё это от либерализма тоже ответов не слишком дождешься. Дураки мудреца не выберут. А негодяи мудреца не назначат. Значит, нужны иные механизмы. Какие? С многоступенчатыми выборами, избирательными цензами, сочетанием выборов и кооптации и т.д..
И с полицией либерально не получится. Нужен специальный отбор и специальный тренинг. Нужен общественный контроль и сответствующие контролеры. Хотите рассказать, как хорошо с этим в Штатах? Ну, расскажите...
В том-то и дело, что изменять нужно всё. Начиная с конституции. Всё общественное устройство. А наша креативность дальше "соблюдай конституцию" не идет. Поэтому и перспективы наши политические нулевые.
А теперь в самом деле "что делать?". Сегодня этот вопрос, похоже, начинается не со "что", а с "кому". Потому что дееспособных у нас мало. Старики ничего не поняли и ничему не научились. А молодежь и учить было некому. В общем, нам нужны умные и с незаштампованным сознанием. Которых мало.
Что они могли бы делать? Создавать новые общественные формы. Новые иерархии, новые суды, новые формы соработничества... В игровой, в сетевой, в любой другой форме... Здесь необходимо постоянное думанье, но главное – постоянное социальное экспериментирование. С тем, чтобы созданные формы из экспериментальных образцов начинали прорастать в жизнь.
Есть кому заняться этим "что"? Пока мало просматривается. Но со временем, конечно, появятся. А до той поры мы обречены на споры про электоральные перспективы навальных и гиркиных.
Чтобы совестливое слово не дискредитировало себя вконец, становясь словом идиотским.
Комментарии
Единственный правильный ответ, это создание ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО государства, то есть: свободные выборы, независимый парламент, независимые суды, независимые СМИ,... и конечно, вхождение в европейскую ЦИВИЛИЗАЦИЮ.
Демократическое – прилагательное к демократии.
Демократия – правоотношения.
Демократическое, то есть правовое государство – государство, в основе которого ПРАВО, а не насилие (власть).
А коль не власть, то и не «свободные выборы…», и далее по списку.
.
.