Эмир Кустурица- серб, который ничего не боится.

На модерации Отложенный

Вы знаете, кто такие сербы? Вы знаете, кто такие сербские партизаны и как этот маленький отважный народ защищал свою родину, шагая плечом к плечу с советским народом в самой кровопролитной войне ХХ века? Сербская земля пропитана кровью. Так вот Эмир Кустурица — серб.

Сербия — его поле для игры. И он будет защищать свое поле для игры. И выступая в поддержку России, он прежде всего защищает Сербию, свой народ.

Когда-то Кустурица работал в Америке, и это была восточная река, впадающая в западное море. Это было не американское, а европейское кино в Америке, эмоциональное и глубокое. Наверное, потому и не принятое требующим зрелищности американским зрителем. А потом случится война и режиссер скажет: «Нельзя возвращаться в страну, которая сожгла твой дом».

Для Кустурицы нет рамок. Тема свободы красной нитью пронизывает его творчество. Все его герои так или иначе стремятся к ней, а кто не может обрести ее — погибает. И в этом смысл того, что хочет сказать режиссер: даже если ты ходишь по земле, пьешь с друзьями и смеешься, но не чувствуешь внутренней свободы — ты уже мертв.

А сама свобода — в какой-то степени это бунтарство, жизнь вопреки. Помните, в песне у Шнура: «только когда идешь против течения, понимаешь, чего стоит свободное мнение»…

И Кустурица идет против течения — в жизни и творчестве. Но это не подросток-бунтарь, что назло маме отморозит себе уши. А взрослый человек, знающий о чем говорит, в силу своего жизненного опыта предвидящий развитие событий.

«Я сам был против Хиллари Клинтон, потому что она бомбила мою страну. На Ближнем Востоке царит хаос, западные лидеры уничтожили режимы один за другим — это сама природа капитализма. Теперь они пытаются прийти в Россию, но это непросто. Наполеон там потерпел провал, Гитлер тоже, теперь вот Трамп».

Кустурица мог бы, но никогда не станет подстраиваться под тенденции, впадать в популярные течения или, тем более, прогибаться под прессом индустрии кино. Для него кино — не индустрия, а инструмент, с помощью которого, если Господь наделил тебя таким умением, ты можешь пустить стрелу человеку прямо в сердце.

«Быть политкорректным — значит, снимать фильмы для Диснея или быть европейским Диснеем. Это не помогает кинематографу, — считает он. — В Голливуде все эмоции под присмотром, под арестом, там работает огромная машина, чтобы не выпускать их из-под контроля. Я против Голливуда, который отказывается говорить о реальном мире».

Кустурица никогда не был частью машины, и, видимо, это то, что отличает настоящего художника от штамповщика на фабрике грез. Только в творчестве настоящего художника, кроме личных переживаний автора, можно уловить воздух эпохи, в которой он жил, историю его земли, его народа.


«С его (Путина — прим. автора) приходом к власти сербский народ почувствовал уважение к себе», — говорит Кустурица, и с этими словами едет в Крым с концертом. Его жизненная позиция, смелая, не по-европейски однозначная, никогда не расходится с делами.

Можно как угодно относиться к творчеству Эмира Кустурицы — сравнивать с другими режиссерами, подсчитывать призы и регалии, любить или не любить его музыку, но это навсегда останется лишь вашим личным мнением, делом вкуса. Но то, как он идет против течения, рискуя и отстаивая свою правду, не боясь быть другим, используя свое имя для защиты интересов родины, не может не вызывать уважения. Эмир Кустурица — прежде всего серб. А это значит, что он ничего не боится.