Безнадежно Запоздалая и Испорченная Директива №1

На модерации Отложенный

В последние часы, когда фашистские войска УЖЕ были приведены в Готовность совершить Роковой удар, Сталин продолжал находиться в плену своих идей «не дать никакого повода для войны...». В результате войска армий прикрытия оказались не подготовленными к отражению невиданно мощного удара противника, несмотря на то, что они имели все необходимое для этого.

В последний предвоенный субботний день с поступлением непосредственных данных из разных источников о нападении на нашу страну Нарком Обороны и Начальник Генерального штаба вечером 21 июня предложили Сталину направить в округа директиву о приведении войск в полную боевую готовность. Последовал ответ: «Преждевременно», а до начала войны оставалось не более 5 ч.

Военно-политическое руководство государства лишь в 23.30 21 июня приняло решение, направленное на ЧАСТИЧНОЕ приведение пяти приграничных военных округов в боевую готовность. В директиве предписывалось проведение ТОЛЬКО ЧАСТИ мероприятий по приведению в полную боевую готовность, которые определялись оперативными и мобилизационными планами.

Директива, по существу, не давала разрешения на ввод в действие Плана Прикрытия в ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ, так как в ней предписывалось «не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения». Эти ограничения вызывали недоумение, последовали запросы в Москву, в то время как до начала войны оставались уже считанные минуты.

Ввод в действие Плана Прикрытия государственной границы НЕ БЫЛ РАССЧИТАН на внезапные действия врага. Принятая в РККА система многоступенчатой передачи шифрованной телеграммы таила в себе опасность, что процесс — зашифровка, передача и расшифровка — займет много времени и до войск не будут своевременно доведены важнейшие распоряжения. Не учитывалось также, что противник сможет вывести из строя целые звенья управления.

К тому же система оповещения не обеспечивала поддержание связи на две-три ступени вниз. Скрытое управление войсками при их отмобилизовании и развертывании предусматривалось достичь с помощью кодов, кодированных карт и радиосигнальных таблиц. Открытые разговоры по телеграфу и особенно по телефону категорически запрещались.

Просчет Политруководства во времени Усугубил имевшиеся Недостатки в боеготовности армии и тем самым Резко увеличил объективно существовавшие преимущества агрессора!

Времени, которым располагали войска округа для приведения в полную боевую готовность, оказалось ЯВНО недостаточно.

На оповещение войск для приведения их в боевую готовность вместо 25 — 30 мин ушло в среднем 2 ч 30 мин. Дело в том, что ВМЕСТО сигнала «Приступить к выполнению плана прикрытия 1941г» объединения и соединения получили ПРОСТРАННУЮ зашифрованную директиву С ОГРАНИЧЕНИЯМИ по вводу плана прикрытия.

В этих условиях ДАЖЕ соединения и части первого эшелона армий прикрытия, имевшие постоянную боевую готовность в пределах 6-9 ч (2-3 ч — на подъем по тревоге и сбор, 4-6 ч — на выдвижение и организацию обороны), не получили этого времени. Вместо указанного срока они располагали не более чем 30 мин, а некоторые соединения вообще не были оповещены. Сказались также слабая подготовка и сколоченность органов управления.

Задержка, а в ряде случаев и срыв передачи команды были обусловлены и тем, что противнику удалось в значительной степени нарушить проводную связь с войсками в приграничных районах. В результате штабы округов и армий НЕ ИМЕЛИ ВОЗМОЖНОСТИ быстро передать свои распоряжения. Поэтому для многих частей сигналом боевой тревоги явились разрывы бомб и снарядов противника в их расположении.

В результате запоздалого принятия Политруководством СССР решения обстановка для оперативного развертывания войск приграничных округов сложилась ТРАГИЧЕСКАЯ.

И вполне понятно почему тот же РКВМФ в отличие от РККА в полную боеготовность был приведен своевременно: во первых, Кузнецов имел возможность отдать как и полагалось короткую, но предельно емкую и четкую шифрограмму - «Приступить к выполнению плана прикрытия 1941г», а не мыкаться идя на поводу у Чрезмерно осторожного где не надо вождя. К тому же Нарком РКВМФ для ускорения и надежности в нарушение всех правил и инструкций продублировал свой приказ по телефону. Во вторых, флот по своей технической природе является более компактной и организованной структурой, наиболее быстро приводимой в боеготовность.

Поэтому абсолютно прав тот же А.Исаев утверждая что в провале боеготовности РККА и разразившейся Катастрофе 1941г целиком и полностью виновно Политическое, но никак не Военное руководство СССР.