О свободе

Свобода. Что это? Осознанная необходимость, как учил В.И. Ленин, или, как в нынешнем понимании, – это право говорить, писать, кричать, плясать и прочее? Это внешние права свободы – говорить, делать, посещать… Этими правами мы пользоваться научились и пользуемся, бывает, даже в ущерб окружающим.

Православное понимание свободы исходит из другого, из убеждения, что главной и первичной характеристикой свободы человека является его внутренняя свобода от своих эгоистических инстинктов и страстей: гордыни, самолюбия, зависти, бессовестности, лукавства, тщеславия, скупости и прочего. Ибо только борющийся со своим эгоизмом и побеждающий его способен с действительной любовью отнестись к другому человеку и может без вреда для себя и для общества пользоваться всеми внешними правами и свободами – быть действительно достойным и полезным членом общества.

Без любви все иные достоинства человека, в том числе и все его свободы, не только обесцениваются, но и могут становиться орудием эгоистического произвола, безответственности, аморальности, поскольку где нет любви, там царство эгоизма, этого начала всех бед общественной жизни человека.

Не социальные, политические и прочие права являются источником блага для человека и общества, но та свобода, которая осуществляется по закону любви.

Глубокий мыслитель седьмого столетия святой Исаак Сирин называл внешнюю свободу без духовной свободы невежественной, поскольку она не только не делает человека лучше, святее, но и может становиться эффективным средством развития в нём эгоизма и всякого рода зависимостей. Он писал: «Невежественная (необузданная) свобода есть мать страстей». Поэтому «неуместной этой свободы конец – жестокое рабство».

Православие указывает средства освобождения от такой лжесвободы и приобретения свободы истинной. Это возможно только на пути нравственной работы над собой, жизнью по Евангелию и его духовным законам. Духовный путь от рабства страстям к богоподобной свободе проверен бесчисленное множество раз.