Хитман советской разведки - Николай Кузнецов или Пауль Зиберт

На модерации Отложенный

В характеристике середины 1930-х отмечалось: «Находчив и сообразителен, обладает исключительной способностью завязывать необходимые знакомства и быстро ориентироваться в обстановке. Обладает хорошей памятью».

Знание немецкого помогло Кузнецову наладить связи с иностранными специалистами, которые нередко «выбалтывали» ценную информацию, которую впоследствии изучал аналитический отдел НКВД. Уже тогда советская контрразведка не исключала, что грядет война с Германией. И Кузнецов одновременно со сбором информации присматривался к манере поведения немцев, манере одеваться, разговаривать, выпивать, к их традициям, изучал немецкий язык (не только на уровне общения, но и на уровне лингвистики), жаргон, акцент, диалекты, что позволило ему в годы войны безукоризненно сыграть роль немецкого офицера.

С 1938 года Кузнецов, был принят в центральный аппарат НКВД в статусе особо засекреченного спецагента. С этого времени, под именем немца Рудольфа Вильгельмовича Шмидта, он начал внедрение в дипломатическую среду Москвы и, в частности, завербовал советника дипломатической миссии Словакии в СССР Гейза-Ладислава Крно, а также принимал непосредственное участие в перехвате дипломатической почты.

После начала Великой Отечественной войны, 5 июля 1941 года, для организации разведывательно-диверсионной работы за линией фронта в тылу немецкой армии была сформирована «Особая группа при наркоме внутренних дел СССР», которую возглавил старший майор Павел Анатольевич Судоплатов. В январе 1942 года группа была преобразована в 4-е управление НКВД, в которое и зачислили Кузнецов.

Там ему предстояло сыграть главную роль своей жизни — немецкого офицера, обер-лейтенанта Пауля Вильгельма Зиберта. Зимой 1942 года Кузнецова забросили в лагерь для немецких военнопленных в Красногорске, где он осваивал порядки, быт и нравы немецких вояк. По итогам всех испытаний решено было использовать разведчика в тылу врага.

Летом 1942 года под именем Николая Грачева был направлен в отряд специального назначения «Победители» под командованием полковника Дмитрия Медведева, который обосновался вблизи оккупированного города Ровно, где располагалась администрация рейхскомиссариата Украина. Изучив обстановку, с октября 1942 года Кузнецов под именем Зиберта с документами сотрудника тайной немецкой полиции вел разведывательную деятельность в Ровно, постоянно общался с офицерами вермахта, спецслужб, высшими чиновниками оккупационных властей, передавая сведения в партизанский отряд.

С весны 1943 года он несколько раз пытался осуществить свое главное задание — уничтожение рейхскомиссара Украины Эриха Коха. Но первые две попытки не удались. Сорвалось и покушение на имперского министра по делам оккупированных территорий Альфреда Розенберга — приблизиться к нему было невозможно. Однако с осени того же года были организованы несколько покушений на постоянного заместителя Э. Коха и руководителя управления администрации рейхскомиссариата Пауля Даргеля: Были убиты заместителя Коха по финансам Ганс Гель и его секретарь Винтер, а позже сам Даргель, которого Кузнецов попытался подорвать противотанковой гранатой, потерял обе ноги и был вывезен в Берлин.

Всего Кузнецов лично ликвидировал 11 генералов и высокопоставленных чиновников оккупационной администрации. 16 ноября 1943 года он провел свою последнюю ликвидацию в Ровно — был убит глава юридического отдела рейхскомиссариата Украина оберфюрер СС Альфред Функ. Но в январе 1944 года командир отряда «Победители» Медведев приказывает Кузнецову отправляться вслед за отступающими немецкими войсками во Львов. Вместе с Кузнецовым выехали разведчики Иван Белов и Ян Каминский, у которого во Львове были родственники и знакомые. Там разведчик совершил еще ряд операций — в частности, были ликвидированы шеф правительства дистрикта Галиция Отто Бауэр и начальник канцелярии правительства генерал-губернаторства доктор Генрих Шнайдер. Кроме того, за время работы Кузнецову удалось получить некоторые сведения о подготовке немецкого наступления на Курской дуге.

Разумеется, подобная активность не могла не привлечь внимание противника. Весной 1944 года ориентировки с описанием обер-лейтенанта имели многие немецкие патрули в городах Западной Украины. Поэтому Кузнецов решает уйти из города, пробиться в партизанский отряд или выйти за линию фронта. 9 марта 1944 года в прифронтовом селе Боратин Бродовского района группа Кузнецова натолкнулась на бойцов УПА, переодетых в форму бойцов РККА. Каминский и Белов были застрелены, а Кузнецов подорвал себя