Странное российско-белорусское братство
На модерации
Отложенный
В Москве готовятся к Госсовету Союзного государства, который должен доказать, что оно живо, а в Минске обсуждают вопрос — началась ли уже «гибридная агрессия» РФ.
В самом центре белорусской столицы, в престижном конференц-зале, 26 июня состоялась публичная лекция украинского эксперта, кандидата политических наук Евгения Магды. Тема лекции — «Гибридная агрессия: актуальные уроки». И это не была чистая теория — слушатели (ведущие белорусские политологи, журналисты и эксперты по безопасности) вместе с лектором обсуждали в том числе и такой вопрос: можно ли говорить о том, что российская гибридная агрессия в отношении Белоруссии имеет место быть. Пришли к выводу, что да.
А 1 марта в том же самом конференц-зале проходила представительная конференция «Беларусь и регион» которая практически вся была посвящена вопросу… войны между Минском и Москвой. Дело в том, что попытку оккупации Белоруссии Россией многие эксперты в Минске считают практически неизбежной. И даже называют конкретную дату — сентябрь нынешнего года. Именно тогда на территории Белоруссии должны пройти масштабные военные учения «Запад-2017», для участия в которых Россия введет в союзную страну большой воинский контингент. Многие в Белоруссии опасаются, что обратно эти российские войска уже не уйдут.
Понятно, что как минимум без молчаливого согласия властей подобные конференции и лекции в центре Минска проводиться не могут. Да и вообще, тема российского вторжения так активно обсуждается в белорусском медиа-пространстве, что высказаться по этому вопросу пришлось лично министру иностранных дел России. 23 июня, накануне 25-летия установления дипломатических отношений между Белоруссией и РФ (дата отмечалась 25-го), Сергей Лавров дал интервью нескольким белорусским СМИ. И одним из вопросов, на которые ему пришлось отвечать, стал как раз вопрос о возможности начала российской оккупации под предлогом совместных учений.
«Стенания и причитания по поводу наших учений с Республикой Беларусь наблюдаются не первый год. Сейчас готовятся учения „Запад-2017“, пару лет назад были учения „Щит Союза-2015“. Те же крики раздавались: что сейчас российские войска войдут якобы для проведения учений, потом останутся там навеки и оккупируют Беларусь. Большего бреда трудно себе представить, тем более, если речь идет о политиках, которые претендуют на какую-то респектабельность в ЕС, — сказал Лавров. — Слухи, что мы якобы готовимся к введению войск в Беларусь под видом учений уже были многократно опровергнуты. Наши коллеги из Северо-Атлантического альянса прекрасно знают, что у них есть приглашение на эти учения, они проводятся транспарентно, так же, как и все предыдущие совместные учения РФ и РБ».
Впрочем, Лавров все же дал понять, что Россия не станет стесняться в средствах, если влияние НАТО в Белоруссии будет возрастать.
«Мы многократно убедились, что все эти приготовления, которые сейчас реализуются на практике, когда инфраструктура НАТО приближается к нашим общим границам, когда новые подразделения направляются туда же, причем под лозунгом постоянной ротации, что означает постоянное развертывание во всех практических смыслах, мы прекрасно понимаем, что предлоги, которые используются для оправдания подобного рода действий, надуманные, — сказал глава МИД. — Не было бы государственного переворота на Украине, после которого мы вынуждены были идти на защиту тех людей, которые отказывались подчиняться путчистам неонацистского толка, все равно было бы что-нибудь придумано. Потому что натовские планы никогда не менялись и с разной степенью интенсивности были нацелены на то, чтобы жадно осваивать то геополитическое пространство, которое, как они считали, оказалось бесхозным после распада СССР».
Между тем, Белоруссия решила провести под эгидой Высшего госсовета СГ в Москве весьма масштабное шоу. Уже сегодня, 29 июня, в российскую столицу прибывает Александр Лукашенко — во главе своей делегации он примет участие в заседании ВГС Союзного государства и четвертом Форуме регионов Белоруссии и России. А в предшествующие дни в Москву отправилось еще несколько больших белорусских делегаций. Только для участия в IV Форуме регионов союзных стран прибывают более 200 человек во главе с председателем Совета Республики (верхней палаты парламента) Михаилом Мясниковичем. В составе делегации — депутаты, представители крупных предприятий, бизнесмены.
Главной темой IV Форума станет партнерство регионов двух стран в сфере высоких технологий, инноваций и информационного общества. Деловой программой предусмотрены секционные заседания с участием профильных министерств и ведомств, представителей бизнеса. Их задача — найти пути стимулирования высокотехнологичных конкурентоспособных производств Белоруссии и России.
Также еще одна представительная белорусская делегация неделей ранее прибыла в Москву на Дни белорусской науки. Они прошли 27—28 июня в Деловом и культурном комплексе белорусской дипмиссии и были посвящены «популяризации науки как движущей силы инновационной экономики и ее возрастающей роли в жизни общества, демонстрации новейших научно-технических достижений».
Это «жу-жу-жу» тоже было неспроста: из бюджета Союзного государства активно финансируются различные научные программы, причем выделенные деньги благополучно (и с должной отдачей) осваиваются в основном белорусскими учеными.
Наконец, 28 июня в Москве открылась Ярмарка белорусских товаров легкой промышленности и продуктов питания. Белорусские предприятия презентовали все: от молочных продуктов, мяса, колбас и кондитерских изделий — до одежды и обуви собственного производства. Всего в ярмарке (она продлится до 2 июля) участвуют более 60 заводов и фабрик из всех регионов Белоруссии.
Но, конечно, главным событием станет Высший госсовет (ВГС) Союзного государства. На практике он будет выглядеть так: сперва состоится встреча Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, на которой стороны разберут самые болезненные вопросы взаимодействия стран. Затем уже состоится общее заседание госсовета — в него входят главы государств и правительств, руководители палат парламентов двух стран.
По официальной версии, «одной из центральных тем повестки дня являются итоги торгово-экономического сотрудничества Беларуси и России за 2016 год. Стороны обсудят вопросы наращивания сотрудничества в машиностроительном секторе и агропромышленном комплексе». Также предполагается принять, наконец (только к середине года!) бюджет Союзного государства на 2017 год. Однако, по информации «Росбалта», главными станут несколько конкретных проблем в двусторонних отношениях: миграционно-визовая, таможенная (признание ФТС белорусских сертификатов), возрождение совместной белорусско-российской калийной компании.
Что касается миграционных проблем, то их ком начал нарастать с января нынешнего года, когда Лукашенко подписал указ о безвизовом въезде в Белоруссию для граждан 80 государств, которые въезжают в страну на срок до пяти дней через Национальный аэропорт. В ответ 6 февраля вступило в силу принятое еще в декабре решение ФСБ России об установлении пограничных зон на границе с Белоруссией.
С 12 февраля белорусский безвизовый режим вступил в действие. Прошло пару месяцев препирательств в медиа-пространстве и дипломатических кулуарах, после чего 15 мая все рейсы между РФ и Белоруссией были переведены в международные секторы российских аэропортов. Одновременно МИД РФ неофициально поставил вопрос о введении для граждан Белоруссии некого подобия визового режима. Проблему пришлось «разруливать» на личной встрече министров пару недель назад.
А 23 июня Сергей Лавров так описал ситуацию: «На заседании союзного правительства 16 июня в Петербурге была одобрена программа совместных действий по формированию общего миграционного пространства до 2020 года. … Соглашение о едином визовом пространстве также в планах, и первым шагом на этом пути является договоренность, которую мы хотим согласовать, о взаимном признании виз. По достижении договоренности мы серьезно продвинемся не только в формировании единого миграционного, но и единого визового пространства».
Другой спорный момент между Минском и Москвой лежит уже в плоскости ЕАЭС — это действия таможенных органов России, которые лишь формально выполняют решения Совета ЕЭК по признанию товарных сертификатов, выданных в других странах Евразийского экономического Союза. Реальная причина проблемы — отсутствие единой компьютерной базы сертификатов. Главное следствие — практическая невозможность ввезти в Россию товар, сертифицированный в другой стране ЕАЭС.
С февраля этого года Федеральная таможенная служба России не принимала документы об оценке соответствия продукции требованиям единых технических регламентов Таможенного союза, если они были выданы и зарегистрированы в Армении, Белоруссии, Казахстане и Киргизии. То есть товары не могли легально пересечь таможенную границу России с сертификатом, выданным в одной из четырех стран ЕАЭС, — российские таможенники просто не проводили их таможенное декларирование. Это прямо противоречило Таможенному кодексу ЕАЭС — на сегодняшний день одному из ключевых документов Евразийского экономического Союза.
От таких действий сильнее всего страдали бизнесмены из Казахстана и Белоруссии. Первые сталкивались с трудностями при поставках в Россию товаров из Китая, вторые, соответственно, — из Европы. Проблема была вынесена на уровень Евразийской экономической комиссии. 17 мая Совет ЕЭК принял решение: российские таможенники обязаны принимать сертификаты ЕАЭС при автоматической регистрации таможенных деклараций независимо от того, в какой стране Союза они были выданы.
Но после этого российская таможенная граница так и не открылась для партий товаров, сертифицированных за пределами России. Одновременно с предписанием Совета ЕЭК начальники российских таможен получили письмо Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС с предписанием «запрашивать исключительно оригиналы» сертификатов ЕАЭС и проводить их проверку в соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса. По сути, руководство ФТС включило бюрократические механизмы, блокирующие провоз в Россию любых партий товаров, не получавших сертификат от российских ведомств.
Как выразился источник «Росбалта» в Совмине Белоруссии, «Раз вопрос не удается решить на уровне ЕАЭС, то будем стараться решить его на уровне двусторонних отношений, на Госсовете СГ в Москве. Хотя понятно, что другие страны Евразийского Союза отнесутся к такому подходу, скажем так, без понимания».
Наконец, 13 июня в Минске при посредничестве Германа Грефа прошли переговоры Александра Лукашенко с новым руководством компании «Уралкалий». Речь на них шла о возрождении «Белорусской калийной компании» (БКК) в ее первоначальном виде — как альянса «Беларуськалия» и «Уралкалия», контролировавшего порядка 25,5% мировых поставок хлористого калия.
Напомним, что эти отношения (партнерство в БКК) были разорваны в июле 2013 года. Сперва между партнерами возник конфликт из-за того, что Александр Лукашенко издал указ об отмене монополии на экспорт продукции «Беларуськалия». Летом 2013-го «Уралкалий» объявил о прекращении продаж через БКК и ориентации не на максимальную цену, а на рост объема продаж. Это вызвало резкое падение капитализации мировых калийных компаний. 26 августа 2013-го гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, прибывший в Минск по приглашению премьер-министра Михаила Мясниковича, после переговоров с ним был арестован КГБ. Затем белорусские власти объявили в международный розыск еще четверых «топов» «Уралкалия», а 1 сентября — и российского олигарха Сулеймана Керимова, что вызвало, мягко говоря, недоумение в Кремле.
Потом конфликт затих. Баумгертнера передали в Москву, где освободили, а Керимов продал свою долю в «Уралкалии». Однако к восстановлению отношений стороны пришли только сейчас. И то с подачи Германа Грефа — поскольку Сбербанк РФ является одним из основных кредиторов как «Беларуськалия», так и «Уралкалия».
В общем, за годы споров и Минск, и Москва избавились от многих иллюзий относительно друг друга. Но конфликты все еще разрешаются по старой схеме: появление проблем на нижнем уровне — когда они накапливаются, перевод спора на уровень президентов, эмоциональный торг, повышение ставок и шумиха в СМИ, потом встреча Лукашенко и Путина, достижение компромисса. Нынешний госсовет не станет исключением, хотя принципиальные вопросы экономической сферы президенты союзных стран разрешили 3 апреля в Санкт-Петербурге.
Надо понимать также, что к интеграции на постсоветском пространстве Минск теперь относится уже не с таким энтузиазмом, как раньше. Нынешняя «атака белорусских лоббистов» на фоне Высшего госсовета — не более чем попытка нащупать некий формат отношений, в котором бы исчезла необходимость регулярно договариваться с Россией по чувствительным экономическим вопросам — газу, нефти, доступу белорусских товаров на рынок РФ. Ну и показать, что Союзное государство скорее живо, чем мертво.
Денис Лавникевич, Минск
Комментарии
-------------
А ведь это сенсация.
Если Лавров о Крыме, то они сами. Без посторонней помощи.
Если о Донбассе - то это признание агрессии
Постсоветское пространство - это, да простят меня русские, не только РФ. Жизнь россиян научит этому, тут ничего не поправишь - макнет и научит.
У нас в Беларуси на упаковках так и написано "На средства россиян для бедных совков-соседей".