Дипломатия ДНР страдает от кадрового голода

На модерации Отложенный Дипломатия ДНР страдает от кадрового голода

 

Представительства ДНР уже функционируют в Греции, Италии, Чехии и Финляндии    28 июня 2017, 11::02
Фото: Александр Кравченко/ТАСС
Текст: Евгений Крутиков

ДНР продолжает открывать в странах Европы представительские центры, на очереди Франция. Где-то это сопровождается громкими скандалами с участием украинских послов, где-то все проходит незаметно и почти благожелательно. Есть ли смысл в таких «недопосольствах»? Как ни странно, есть. Проблема в качестве их работы.

Очередной представительский центр ДНР – уже пятый по счету в ЕС – в ближайшее время откроется во французском Марселе. «Вы уже знакомы с деятельностью наших представительств в Европе, наиболее активные – в Италии и Греции. Сегодня к нам присоединяется и Франция. Мы открываем еще один представительский центр в одном из государств – гарантов выполнения Минских соглашений», – заявила по случаю и. о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова.

По ее словам, открытие офиса в Марселе «будет способствовать укреплению информационных, культурных и экономических связей между республиками. Возглавит представительство муниципальный советник при мэрии, президент национального центра частных предпринимателей департамента Буш-дю-Рон, бывший региональный советник Прованса Жераль-Юбер Файяр. «Мы хотим сделать так, чтобы голос ДНР услышали во Франции», – заявил Файяр, находящийся сейчас в Донецке.

Ранее – 21 марта – офис ДНР открылся в Афинах. В прошлом году – в Италии и Чехии. Еще один уже довольно продолжительное время функционирует в Финляндии.

Судьба и функции этих представительств различны. Наиболее сложная судьба у чешского представительства, которое подверглось мощному прессингу со стороны посольства Украины в Праге, а затем и местных властей. Министр иностранных дел республики Любомир Заоралек потребовал закрыть представительство ДНР, а премьер-министр Богуслав Соботка исключил саму возможность существования в Чехии «представительств ДНР и ЛНР». Посольство Чехии в Киеве, получив ноту от МИД Украины, выступило с собственным заявлением: «Самозваная Донецкая народная республика не может иметь аккредитованного дипломатического представительства в Чешской Республике, поскольку Чешская Республика не признает ее существование, она не является субъектом международного права и Чешская Республика не имеет с ней дипломатических отношений, поэтому Чешская Республика не может ни принимать, ни регистрировать их дипломатических представителей».

Однако представительство, располагающееся в городе Острава, и не претендовало на какие-либо дипломатические или консульские функции. В сообщении МИД ДНР это специально подчеркивалось. В то же время указывалось, его открытие представительства «позволит координировать действия представителей Чехии и ДНР по защите прав и интересов жителей Донбасса за рубежом», а одним из важных аспектов его работы станет «сотрудничество в информационной сфере», чтобы «граждане Чехии могли получать объективную информацию о событиях в Донбассе, а не только пропагандистские материалы, подготовленные в Киеве».

И. о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова (фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

И. о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова (фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС)

 

Инициатором создания представительства выступила чешская общественно-политическая организация «Народное ополчение» и ее председатель Нела Лискова, лично посетившая воюющий Донбасс. Организация эта совсем новая, борется против неправильной миграционной политики и против «проамериканизации» (примерно так можно перевести чешский неологизм на русский язык) общества. А Остраву в качестве места «прописки» выбрали потому, что этот город – побратим Донецка еще с советских времен.

Суд Остравы выбрал паллиативный вариант «лечения». Просто закрыть нормально зарегистрированную общественную организацию по требованию министра иностранных дел он не мог, ибо демократия и свобода слова, но мог придраться. Вот и отправил Лисковой предписание переименовать представительство, потому как под таким названием организация выдает себя за консульство, хотя не является им. Что будет дальше – вопрос открытый.

Открытие аналогичного представительства ДНР в Турине также вызвало резкую реакцию, но в основном на уровне парламента. Группа итальянских депутатов от правящей Демократической партии направила запрос к правительству с требованием официально отреагировать на деятельность «представительства ДНР в Италии». При этом депутат Умберто Д'Оттавио призвал кабмин «противостоять фашистскому национализму, который представляет так называемая республика Донбасс».

Дело в том числе в том, что в Турине представительство ДНР открылось при активном содействии правой партии «Братья Италии» и члена регионального совета Пьемонта Маурицио Маррони. Оппозиционеры из «Лиги Севера» их союзники в этом смысле вообще источник возможностей.

Например, именно «Лига Севера» лоббирует в Италии интересы Южной Осетии и Абхазии.

А в июле этого года областной совет Пьемонта одобрил предложенную Маррони резолюцию, призывающую к отмене антироссийских санкций и признанию статуса Крыма как региона РФ. Ранее подобные документы были приняты в некоторых других итальянских областях – Венето, Лигурии, Ломбардии, Тоскане. «Первоначально в тексте содержался призыв и к признанию ДНР, но эта формулировка была снята по настоянию большинства из Демократической партии (ДП). Пришлось пойти на компромисс, потому что нам было важно, чтобы резолюция была принята», – пояснил Маррони.

В Финляндии все прошло гораздо спокойней. В Хельсинки процесс взял на себя адвокат Йохан Бекман, который в дополнительных представлениях уже не нуждается. Он же возглавил представительство ДНР. Финны, как следует из стереотипов, запрягают особенно долго, а с Бекманом в последнее время официальный Хельсинки остерегается связываться – он ведь танком пройдет по любому негативному слову в свой адрес. Потому никаких «наездов» на финское представительство ДНР пока не наблюдалось.

В Афинах политический климат для разного рода борцов с олигархатом особенно благоприятный. Там на открытии представительства ДНР помимо российского певца Александра Ф. Скляра присутствовали лидер партии «Народное единство» Панайотис Лафазанис, люди ПАСОК (левые) и СИРИЗЫ (крайне левые), а главой отделения стал Андреас Зафирис, также неоднократно бывавший в Донбассе. Лафазанис журналист и писатель, член общества «Достоевский» и организации «Спасти Донбасс», но в основном – сотрудник отдела внешней политики Коалиции радикальных левых, то бишь, если по-гречески, СИРИЗА. При этом лидер Народной партии Панайотис Лафазанис – бывший министр в первом правительстве Алексиса Ципраса, для которого Ципрас стал недостаточно радикальным и недостаточно левым. В общем, за будущее представительства ДНР в Афинах можно быть спокойным, пока к власти не придут какие-нибудь черные полковники, доведенные до ручки разгулом троцкистов и маоистов.

Конечно, к дипломатии в чистом виде организация сети представительств ДНР в Европе отношения не имеет. В основном это не более чем информационные центры, которым предстоит нелегкая задача пробивать блокаду традиционных СМИ. По-разному можно относиться и к выбранным на роль представителей фигурам, а равно – к их способности эту блокаду пробить, но других-то почти вовсе нет. Вопросы вызывает и уровень профессионализма и. о. главы МИД ДНР 34-летней Натальи Никоноровой, сменившей в феврале этого года неожиданно уволенного Александра Кофмана. Она участвовала в минских пленарных заседаниях в качестве юриста аппарата, на чем ее дипломатическая карьера и заканчивается. А превращение сайта МИД ДНР в фотосессию блондинки (большинство остальных страниц «в разработке») трогательно, но разочаровывает.

Не совсем правильно проводить параллели и с активностью в Европе Южной Осетии и Абхазии, которые все-таки имеют некоторое международное признание. Но и они, например в той же Италии, опираются на региональные оппозиционные партии и их лоббистские возможности, заключая партнерские соглашения с мэриями маленьких городков. Этим развлекалось бывшее руководство МИД Южной Осетии, которое каждый такой партнерский договор выдавало за большую дипломатическую победу. Работа же «по расширению международного признания» если и велась, то, наверное, подпольно и, как следствие, незаметно до такой степени, что результаты не особо видны.

При этом в Европе действительно есть перспективные участки для подобной работы, например Республика Сербская в Боснии и Герцеговине, президент которой Милорад Додик склонен к довольно резким шагам ради поддержки со стороны Москвы в стремлении отделиться от БиГ. По ряду данных, работа с Баня-Лукой уже ведется.

Напротив, в странах Евросоюза с их коллективной ответственностью и внешнеполитической солидарностью любые попытки добиться дипломатических успехов для РЮО, РА или ДНР по сути бесполезны. А вот бороться на информационном фронте действительно необходимо.

В истории есть прецедент, когда такие вот полулегальные «информационные центры» со временем действительно превращались в настоящие дипломатические представительства, не меняя названия. Это Тайвань. Государствам мира приходится принимать принципиальное решение, с кем поддерживать дипломатические отношения – с континентальным Китаем или с «мерзким осколком Гоминьдана». При этом в ход идут все методы – от подкупа до угроз и шантажа. Недавно несколько стран Центральной Америки во главе с Панамой решили сменить ориентацию на Пекин и, соответственно, разорвали дипломатические отношения с Тайбэем. Но страны похитрее умудрились сохранить «информационные центры» Тайбэя при официальных дипломатических отношениях с Пекином. И все остались довольны. Хотя бы внешне.

Конечно, пока представительства ДНР за рубежом выглядят несколько странно. Но это в основном из-за спешного, почти кустарного их «изготовления» из того, что под рукой, и внутренней проблемы Донецка с кадрами. Это проблема даже не с образованием, а с кругозором в вопросах внешней политики, за что, безусловно, надо «благодарить» 25 лет украинской власти и системы образования.

А к энтузиастам-левакам типа чешки Нелы Лисковой все, конечно же, относятся с симпатией. Все ее влияние вряд ли распространяется дальше первых двух курсов университета Остравы, но первый шаг сделан.

Текст: Евгений Крутиков