Курдская «скрипка» в Катарском кризисе: зачем США ведут «Фронт ан-Нусру»

На модерации Отложенный

Кризис вокруг Катара внес сумятицу в и без того запутанную историю с ранжированием террористических группировок в Сирии. Доху обвинили в поддержке терроризма под флагом движения «Братьев-мусульман»*, с которым увязали джихадистские организации Сирии, воюющие друг с другом – ИГ* и «Аль-Каиду»*. Причем, сделали это Саудиты совместно с американцами, которые стоят у истоков террористического движения на Ближнем Востоке.

Рациональное объяснение расколу между двумя ведущими государствами Персидского залива следует искать в расстановке военных сил в Сирии, а также в американской политике в регионе. Очевидно, что в настоящее время пришел конец проекту «Исламского государства», который выполнил свою главную задачу – очертил границы будущего Курдистана, и теперь требуется назначить ответственного за сопутствующий ущерб.

Однако в сформулированных обвинениях из-под удара оказался выведен «Фронт ан-Нусра»*, который после ряда переименований уже не связывается в США ни с «Аль-Каидой», ни с ИГ. Таким образом, произошла подмена понятий, хотя ещё совсем недавно обе страны негласно, но общепризнанно делили полномочия по поддержке террористов в Сирии: за Катаром – ИГ, за Саудовской Аравией – «Фронт ан-Нусра».

Однако в дальнейшей войне на Ближнем Востоке Вашингтон сделал ставку на хорошо известную ЦРУ «Аль-Каиду», вместо связанного с британскими спецслужбами ИГИЛ. Согласно сообщению CBC News, «Фронт ан-Нусра», известный с июля 2016 года как «Джебхат Фатх аш-Шам», недавно был удален из террористической списка США и Канады в связи с его слиянием с «Бригадой Зенки» и группировкой «Ахрар аш-Шам»* под новым названием – «Хайят Тахрир аш-Шам».

Это связано с тем, что правительство США напрямую снабжало бригаду «Аз-Зенки» современным оружием, включая противотанковые ракеты TOW. Неоднократный ребрендинг «Фронта ан-Нусры» был призван легализовать американскую поддержку под видом помощи «умеренной оппозиции». Ведь сам «Фронт» числился в «черном списке» США, начиная с декабря 2012 года, а за поимку его главаря Абу Мухаммеда аль-Джулани была назначена награда в 10 млн долларов.

Впервые попытка отделить «Нусру» от «Аль-Каиды» была предпринята в мае 2015 года, когда аль-Джулани в интервью катарскому телеканалу «Аль-Джазира» заявил, что его организация ограничивается борьбой против режима Асада в Сирии и не намерена поразить цели в западных странах. Окончательный разрыв с джихадистским прошлым был инсценирован в январе 2017 года, когда аль-Джулани объявил в своем видеообращении о разрыве с «Аль-Каидой» и провозгласил новый союз.

Теперь в американском плане настало время для дальнейшего обеления «Фронта ан-Нусры» за счет разрыва с её прародителем в лице ИГ. Напомним, что с августа 2011 года до апреля 2013 года «Нусра» была сирийским филиалом «Исламского государства в Ираке», а сам аль-Джулани был назначен её главарем «халифом» аль-Багдади в январе 2012 года.

После раскола их пытался примирить лидер «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири. Однако в октябре 2013 года он поддержал «Нусру» в качестве «официальной франшизы Аль-Каиды» в Сирии.

Таким образом, «Фронт ан-Нусра», или сирийская «Аль-Каида», действовала в Сирии в течение почти двух лет от имени ИГ, а её лидер фактически был заместителем аль-Багдади. Тем не менее, ещё в декабре 2013 года обе организации комплектовались боевиками из единого центра в Аммане (Иордания), известного как МОС (Центр военных операций), укомплектованного высокопоставленными военными из 14 стран, включая США, страны ЕС, Израиль и государства Персидского залива.

Как писала эмиратская газета «Аль-Арабийя», оттуда боевики под видом «умеренной оппозиции» на грузовиках Toyota отправлялись в Дераа и Эль-Кунейтру, Ракку и Дейр-эз-Зор, а оттуда в Мосул и Анбар. Несмотря на это, сегодня «Фронт ан-Нусра» под уже новым названием изъят из истории сирийского конфликта как террористическая организация.

Выгораживание американцами «Фронта ан-Нусра» обусловлено также поддержкой, которой этой террористической группировке оказывает военный союзник США Израиль. Боевики «Нусры» не только получают медицинскую помощь и материальную поддержку со стороны Израиля, но также проводят часть своих военных операций на юге Сирии при поддержке израильских ВВС. Это значит, что террористы согласуют с израильской разведкой все свои действия на земле.

Все эти особенности покровительства «Нусре» удивительным образом накладываются на карту военных действий в Сирии. Согласно данным движения ветеранов США, в настоящее время катарские и саудовские силы четко поляризировались на северном и южном фронтах. Катар контролируют провинцию Идлиб и северо-западную границу, в то время как южная Сирия оккупирована «салафитским саудовско-иорданским лагерем», который включает «Фронт ан-Нусру», «Южный фронт» и «Сирийскую свободную армию». Ракка и Дейр-эз-Зор заняты джихадистами из Ирака.

Расстановка военных сил в Сирии четко показывает, что в настоящее время группировки Катара и Саудовской Аравии не граничат друг с другом. Тем не менее, все они, так или иначе, мешают созданию курдского анклава, а катарская группировка при поддержке турецкой разведки и вовсе блокирует курдам продвижение к сирийскому побережью. Учитывая, что раздел Сирии с помощью ИГ первоначально планировался США и Израилем для образования Курдистана, курдский фактор может быть ключевым в террористическом размежевании в Персидском заливе.

 

*«Братья-мусульмане», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Аль-Каида», «Фронт ан-Нусра», «Ахрар аш-Шам» - террористические группировки, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда