Матриархат: Эра мира и процветания.

На модерации Отложенный

Неолит - это эпоха матриархата.

Эра неолита восходит к 10000 годам до н.э. и отличается от предшествующей появлением и развитием сельского хозяйства. В течение двух миллионов лет люди питались дикими плодами и добычей от охоты. Отныне культура земледелия, одомашнивание крупного рогатого скота позволяют человеку совершить прыжок в своей эволюции. Впервые человек становится более независимым от природы. Племенам больше не нужно преследовать стада диких животных, чтобы прокормиться. Изготовление тканей помогает легче приспособиться к климатическим условиям. Появление глиняной посуды позволяет хранить продукты, что до сих пор было практически невозможным.

 Именно женщины стоят у истоков прогресса, именно они ткут, занимаются сельским хозяйством и гончарным ремеслом. Этот период истории был мало известен до тех пор, пока сравнительно недавно археологи не провели раскопки, показавшие единство между различными центрами неолитических общин.

Отдельные его очаги появились, начиная с 7000 лет до н.э., в Западной Европе, на юге Турции, в Египте, в Палестине, в Месопотамии и в долине Инд. Несмотря на большие расстояния, разделяющие их, фигурки и скульптуры богини, практически идентичные, были найдены в Европе и в долине Инд. На этой стадии эволюции сознания племенные боги не существовали. Существовала только Великая Богиня, которой все поклонялись.

В ритуалах плодородия богиню призывали, чтобы увеличить урожаи. Эти ритуалы существовали до начала христианской эры. Раскопки в Иерихоне позволили обнаружить первый город, датируемый 8000-7000 до н.э., построенный в форме луны. Каждый дом города имел изображение богини.

 

Город Чатал-Гуюк в Анатолии, открытый в 1960 году, был важным центром неолитической культуры между 6 и 5 тысячелетиями до н.э. Город полностью был посвящен богине, где в ее честь построены сорок храмов. Культура Вилка, процветавшая в 5 и 4 тысячелетии до н.э. в районе Балкан, обнаруживает более двух тысяч фигурок богини в виде змеи или птицы. Именно в это время начинают появляться первые мужские образы божественности (речь идет о сыне богини). Позднее они будут представлены как Изида и Гор.

Неолитическая культура охватила также и Африку. В седьмом тысячелетии до н.э. Сахара была обширным плодородным районом, где развилась великая цивилизация. Изображения богини были найдены в пещерах, расположенных на высоких недоступных плато пустыни Сахара. В Дагомее создатель богов Маву-Лиса (и женского, и мужского рода) изображен в форме змеи.



Неолитическая цивилизация не была примитивной. Наличие ценных предметов из мрамора, меди или золота, богато оформленные вазы, предметы культа, обнаруженные в раскопках, указывают на утонченный характер этой древней культуры.

 Похоже, что там не было конфликтов и войн на протяжении более двух тысячелетий, и что люди тогда познали эру мира и процветания. Действительно, до середины пятого тысячелетия до н.э. не находят никаких следов укреплений и защитного оружия. Холмы чаще всего используются под храмы, а не для цитаделей или других укреплений. Не существует каких-либо настенных росписей, прославляющих и изображающих войну. Напротив, многочисленные изображения природы показывают, что внимание людей того времени было направлено на красоту и на праведный характер жизни.

 

Нет указаний и на то, что существовала какая-либо иерархия среди населения. Отношения между мужчинами и женщинами носили характер равноправия, поскольку на их социальное неравенство не указывает ни один археологический факт. Впрочем, именно женщины играли главную роль в священных ритуалах. Мужчины и женщины того времени жили в гармонии, похожей на жизнь некоторых североамериканских племен до европейского нашествия.

Единственным главным религиозным образом был образ Богини Матери. Эта гармония жизни и всеобщее почитание богини были нарушены с приходом бронзового века, когда с 4500 до н.э. начались первые индоевропейские  нашествия.

Стоит ли говорить здесь об идеальной гармонии, которую многие феминистки хотят увидеть в матриархате неолита? Очевидно то, что эта размеренная жизнь по законам матриархата оставляла все более ограниченное пространство для деятельности мужчины.

 В то время как в палеолите выживание племени зависело исключительно от успехов на охоте, в неолите сельскохозяйственная деятельность женщин сводит на нет активность мужчин. Все это, безусловно, стало приводить к постепенной утрате их социального статуса и роли в обществе.

 С успешным развитием сельского хозяйства и одомашниванием скота охота перешла в ранг дополнительной деятельности. Чтобы заполнить этот дефицит активности, мужчины помогали женщинам готовить земли под пашни, очищать их от леса, как это делают сегодня к некоторых африканских и южноамериканских племенах. Гораздо позднее мужчины возьмут на себя обустройство мест обитания и скотоводство. С приходом железного века к мужчинам снова вернется физическая активность, достойная их: они начнут воевать.

Матриархат – загадочная страница в истории человечества.  

Однако в некоторых культурах и по сей день женщина играет главную роль. Женщины пользуются властью в некоторых регионах мира.

Ярким примером служит малая народность мосо, проживающая в Китае на берегах высокогорного озера Лугу. Женщины мосо управляют всеми делами семьи, наследство также переходит по материнской линии. Мужья не могут стать членами семьи, единственное что им позволено – приходить по вечерам к возлюбленным. При этом мужчины обязаны покинуть дом до восхода солнца. Таким образом, все члены семьи у мосо – женщины. Воспитанием детей также занимаются преимущественно женщины. Примечательно, что слово «муж» незнакомо этому народу. При том, что муж с женой проживают раздельно, считается постыдным менять партнера. Эта система оказалось настолько привычной для мосо, что даже культурная революция коммунистического правительства 1966 года не смогла изменить их матриархальные традиции. До сих пор среди этого необычного народа распространены такие экзотические формы семьи, как тайный брак, при котором мужчина каждую ночь незамеченным прокрадывается в дом, подавая жене тайные сигналы, например, лай собаки, и остается неизвестным всей семье девушки.  

Матриархат также популярен у народа кхаси, проживающего на территории Индии, штат Мегхалая, и в соседнем Бангладеше. Пожалуй, это одно из немногих мест в мире, где существует движение за мужскую эмансипацию. Однако, оно не пользуется поддержкой населения – во время мужского бунта, произошедшего в начале 1990 году, только одна тысяча из восьмидесяти тысяч мужчин решила отстоять свои права и свергнуть установившийся матриархат. Даже название народа в переводе прославляет роль женщины: «Кхаси» в переводе означает «рожденный женщиной Си». Мужчины кхаси правда находятся в довольно угнетенном положении: дома, дети, имущество, все это принадлежит женщинам. Женщины дают своим детям фамилии, они передают друг другу наследство. Их дочери идут учиться в университет, а сыновья часто остаются безработными и помогают по дому. При всем этом королем кхаси может стать и мужчина, а дядя в каждой семье имеет важный статус советника матери клана.